Банк экспертных заключений
Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.
Организация осуществляет розничную торговлю, имея при этом несколько магазинов. В октябре 2015 г. планируется открытие нового магазина на удаленном расстоянии от головной организации. Возможны ли претензии со стороны проверяющих, если Организация будет выдавать кассиру удаленного магазина разменную монету, необходимую для расчета с покупателями, раз в год по расходному ордеру?
Ответ:
Со стороны налоговых органов возможны претензии в части нарушения кассовой дисциплины. Разменный фонд, который будет постоянно находиться в кассе магазина проверяющие могут расценить как неоприходованную наличность и привлечь Организацию к ответственности по ст.15.1 КоАП (штраф на организацию в сумме от 40 000 до 50 000 руб.; на руководителя в сумме от 4000 до 5000 руб.). Однако суды часто в таких ситуациях становятся на сторону налогоплательщика. Поэтому, если дело дойдет до судебного разбирательства, то у Организации есть шанс отстоять свою позицию.
Обоснование:
Согласно п. 3.8 и п. 3.8. 1 «Типовых правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» (утв. Минфином РФ 30.08.1993 № 104) (далее Правила) перед началом работы на кассовой машине кассир получает у директора предприятия, его заместителя или главного (старшего) кассира все необходимое для работы, в том числе разменную монету и купюры в количестве, необходимом для расчетов с покупателями, под роспись.
В соответствии с п. 6.1, п. 6.3 Правил после окончания смены кассир должен подготовить денежную выручку и другие платежные документы, составить Справку-отчет кассира-операциониста (фома № КМ-6) и сдать выручку вместе с этим отчетом по Приходному кассовому ордеру (форма № КО-1) старшему (главному) кассиру или непосредственно инкассатору банка (в небольших организациях). Сумма сданной выручки должна совпадать с суммой выручки, которая определяется по показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец и показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте. После проверки фактической суммы выручки также делается запись в Журнале кассира-операциониста (форма № КМ-4) и скрепляется подписями кассира и представителя администрации (п. 6.1 Правил).
Другими словами в операционной кассе в течение дня можно хранить денежные средства в сумме выручки, полученной с использованием ККТ за проданные товары (услуги).
В соответствии с п. 4.6. Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее Порядок), поступающие в кассу наличные деньги и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге. Все кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами 031001, расходными кассовыми ордерами 0310002 (п. 4.1 Порядка).
При этом записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 031001, расходному кассовому ордеру 0310002, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег) (п. 4.6 Порядка).
Исходя из условий рассматриваемого вопроса если Организация выдаст кассиру удаленного магазина разменную монету, необходимую для расчета с покупателями, раз в год по расходному ордеру, то как следствие в кассе будет ежедневно находиться излишек денежных средств, в сумме выданного разменного фонда, поскольку общая сумма денег в кассе не будет совпадать с суммой выручки, которая определяется по показаниям суммирующих счетчиков и контрольной ленте (п. 6.1 Правил).
В такой ситуации налоговые органы могут посчитать их неоприходованной наличностью и оштрафовать за нарушение кассовой дисциплины в соответствии с ст. 15.1 КоАП РФ (штраф на организацию в сумме от 40 000 до 50 000 руб.; на руководителя в сумме от 4000 до 5000 руб.).
Однако часто суды в таких ситуациях становятся на сторону налогоплательщика. При этом судьи отмечают, что проверяющими должен быть доказан тот факт, что денежная сумма (с учетом разменного фонда), составившая превышение выручки по фискальным отчетам, является выручкой за реализованные товары. В противном случае несвоевременная сдача в центральную кассу разменного фонда не является административным нарушением, указанным в ст. 15.1 КоАП РФ.
(Постановления ФАС Северо-Западного округа от 02.03.2010 по делу № А56-24004/2009 и от 28.06.2010 по делу № А56-58858/2009, а также Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.01.2008 № Ф04-61/2008(443-А70-43)).
Таким образом, со стороны налоговых органов возможны претензии в части нарушения кассовой дисциплины. Разменный фонд, который будет постоянно находиться в кассе магазина проверяющие могут расценить как неоприходованную наличность и привлечь Организацию к ответственности по ст.15.1 КоАП (штраф на организацию в сумме от 40 000 до 50 000 руб.; на руководителя в сумме от 4000 до 5000 руб.). Однако суды часто в таких ситуациях становятся на сторону налогоплательщика. Поэтому, если дело дойдет до судебного разбирательства, то у Организации есть шанс отстоять свою позицию.
Автор: Пшеничная Е.В.
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс
Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс
Задать вопрос