Банк экспертных заключений
Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.
Налоговый орган провел выездную проверку ООО, в том числе по вопросу правильности исчисления и своевременности перечисления НДФЛ за период с 01.01.2015 по 31.03.2016. По результатам проверки составлен в акт, в котором доначислены пени по НДФЛ и предложено привлечь организацию к ответственности по ст.123 НК РФ. Основанием послужило следующее. Коллективным договором организации установлены следующие сроки выплаты заработной платы: за первую половину месяца 30-го числа текущего месяца, за вторую – 14-го числа следующего месяца. НДФЛ перечислялся 14-го числа следующего месяца. По мнению проверяющих организация должна была перечислять НДФЛ не позднее 1-го числа следующего месяца, поскольку 30-го числа выплачивается не аванс, а заработная плата за месяц, поскольку он уже завершен. Прав ли налоговый орган? Чем далее руководствоваться при перечислении НДФЛ в бюджет?
Ответ:
Исходя из последнего Определения Верховного суда РФ, действия налогового органа правомерны. Организации, как и налоговым органам следует руководствоваться указанным Определением ВС РФ.
Обоснование:
В соответствии со ст.136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Согласно п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Пунктом 6 ст. 226 НК РФ определено, что налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
Датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом) (п. 2 ст. 223 НК РФ).
По разъяснениям Минфина России, данным в письме от 27.10.2015 № 03-04-07/61550, налоговый агент производит исчисление, удержание и перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц с заработной платы один раз в месяц при окончательном расчете дохода сотрудника по итогам каждого месяца, за который ему был начислен доход, в сроки, установленные п. 6 ст. 226 НК РФ.
Аналогичные разъяснения содержатся в Письме ФНС России от 15.01.2016 № БС-4-11/320. Кроме того, ФНС России в указанном письме подчеркнула, что организация - налоговый агент не обязана удерживать и перечислять налог на доходы физических лиц при выплате аванса.
Указанные разъяснения ФНС России и Минфин России давали и ранее, но ни в одном из писем не была рассмотрена ситуации, когда выплата аванса производилась в последний день месяца.
11.05.2016г. Верховный Суд внес в данный вопрос ясность (Определение № 309-КГ16-1804 по делу № А76-589/2015). Он отказал обществу в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ.
Суд признал несостоятельно ссылку общества на то, что заработная плата выплачивается им 15 и 30 числа каждого месяца, причем 30 числа выплачивается аванс, и что, удержание и перечисление НДФЛ с сумм выплаченного аванса не должно производиться. Однако суд, учитывая содержание норм НК РФ и фактические действия общества по выплате работникам заработной платы в вышеуказанные даты, сделал вывод о необходимости исчисления НДФЛ в последний день месяца, за который налогоплательщику был исчислен доход в виде оплаты труда.
Следует отметить, что 26.11.2013г. ФНС России письмом № ГД-4-3/21097 направила для сведения и использования в работе письмо Минфина России от 07.11.2013 № 03-01-13/01/47571 о формировании единой правоприменительной практики, в котором указано, что в случае, когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда Российской Федерации, налоговые органы, начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети «Интернет» либо со дня их официального опубликования в установленном порядке, при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов.
Автор: Разумова И.В.
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс
Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс
Задать вопрос