Банк экспертных заключений
Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.
Некоммерческой организацией, согласно договора пожертвования, получены денежные средства на осуществление уставной деятельности. Полученные суммы были использованы Организацией по их целевому назначению и отражены в декларации по налогу на прибыль в листе 07. Вправе ли налоговый орган в ходе камеральной проверки затребовать первичные документы, подтверждающие суммы полученных пожертвований, рассматривая их в качестве льготы?
Ответ:
Налоговый орган в ходе камеральной проверки не вправе, ссылаясь на п, 6 ст. 88 НК РФ, затребовать первичные документы, подтверждающие суммы полученных пожертвований, рассматривая их в качестве льготы. Установленное НК РФ право Организации не учитывать для целей налогообложения прибыли пожертвования, которые использованы по их целевому назначению , не является льготой по налогу на прибыль.
Обоснование:
Согласно п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием является дарение вещи или права в общеполезных целях.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ (пп.1 п. 2 ст. 251 НК РФ), средства и иное имущество, имущественные права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности (пп.4 п. 2 ст. 251 НК РФ).
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с п. 1.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (Приложение 3 к Приказу ФНС России от 22.03.2012 № ММВ-7-3/174@) при получении пожертвований, признаваемых таковыми, организациями при составлении декларации за налоговый период заполняется лист 07.
При сдаче декларации по налогу на прибыль с заполненным листом 07 Организации необходимо иметь в виду, что по общему правилу проверяющие не могут требовать первичные документы при камеральной проверке (п. 7 ст. 88 НК РФ). Но есть случаи, когда проверяющие вправе запросить конкретные документы или пояснения:
- проверяющие могут требовать представления документов, подтверждающих заявленные льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ);
- могут запросить пояснения в рамках проверки первичной декларации, в которой заявлена сумма убытка (п. 8.3 ст. 88 НК РФ).
- вправе затребовать пояснения, если выявлены ошибки и иные противоречия в декларациях, а также, если данные декларации не соответствуют иным сведениям, имеющимся в распоряжении инспекции ст. 88 НК РФ.
При этом Пленум ВАС РФ в своем Постановлении от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» указал, что при применении нормы п. 6 ст. 88 НК РФ судам необходимо принимать во внимание определение понятия «налоговая льгота», данное в п. 1 ст. 56 НК РФ.
Нормами п. 1 ст. 56 НК РФ определено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Из определения понятия «льгота по налогу» следует, что для выявления преимуществ, предоставляемых отдельным категориям налогоплательщиков, следует сравнивать права, связанные с учетом доходов в виде в частности пожертвований, только среди налогоплательщиков получивших такой вид доходов.
Однако права, связанные с учетом для целей налогообложения налогом на прибыль таких доходов (пожертвований), у всех налогоплательщиков, получивших пожертвования одинаковы, поскольку нормы НК РФ не предусматривают возможность учитывать такого рода доходы (пожертвования) по-разному, для различных категорий налогоплательщиков, а именно частично для одних (предоставление преимуществ- льготное налогообложение) и в полном объеме- для других (отсутствие преимуществ- отсутствие льготы).
Следовательно, установленное НК РФ право Организации не учитывать для целей налогообложения прибыли полученные доходы в виде в виде пожертвования, которые использованы по их целевому назначению не является льготой по налогу на прибыль. И как следствие, налоговый орган в ходе камеральной проверки не вправе, ссылаясь на п. 6 ст. 88 НК РФ, затребовать первичные документы, подтверждающие суммы полученных пожертвований, рассматривая их в качестве льготы.
Таким образом, налоговый орган в ходе камеральной проверки не вправе, ссылаясь на п. 6 ст. 88 НК РФ, затребовать первичные документы, подтверждающие суммы полученных пожертвований, рассматривая их в качестве льготы. Установленное НК РФ право Организации не учитывать для целей налогообложения прибыли пожертвования, которые использованы по их целевому назначению, не является льготой по налогу на прибыль.
Автор: Пшеничная Е.В.
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс
Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс
Задать вопрос