Банк экспертных заключений
Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.
Можно ли коммерческой организации использовать в рекламе, информационных материалах цитату из произведения российского писателя, который давно умер?
Ответ:
В научных, критических, полемических или информационных целях это возможно. Однако если речь идет о коммерческом использовании, то необходимо разрешение автора. Исключением является ситуация, когда с момента смерти автора прошло более 70 лет, тогда цитату можно использовать свободно.
Обоснование:
Цитирование - это представление определенной мысли автора, изложенной в созданном им произведении, связанной с суждением (мыслью) лица, использующего произведение.
Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования, цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати (п. 1 ст. 1274 ГК РФ). То есть, если информационные материалы будут носить, например, информационную цель, то цитирование возможно при условии обязательного указания имени автора.
Однако, если речь идет об использовании цитаты в рекламе, то отметим следующее.
Реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»).
Использование в рекламе цитаты в коммерческих целях требует разрешения автора (например, посредством заключения договора с правообладателем). Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора (п. 1 ст. 1281 ГК РФ). Таким образом, если реклама будет содержать цитату автора,с момента смерти которого прошло более 70 лет, цитата может быть свободно использована, однако если данный срок еще не прошел, то полагаем, что необходимо брать разрешение на использование у наследников умершего автора.
Автор: Демидкина Е.С.
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс
Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс
Задать вопрос