Банк экспертных заключений
Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.
Можно ли указать в рекламе продукта либо услуги только размер скидки (например, скидка 50%) и не указывать цену (до применения скидки и со скидкой)?
Ответ:
В рекламе продукта либо услуги можно указать размер скидки и не указывать цену (до применения скидки и со скидкой) при условии, что также будет указана информация о периоде действия такой скидки.
Данный вывод подтверждается судебной практикой.
Обоснование:
Согласно п. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон № 38-ФЗ) не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о товаре, который рекламируется, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Понятие существенной информации о товаре законом не раскрывается.
Суды при рассмотрении споров анализируют вид рекламируемого товара, объем информации, а также восприятие данной информации потребителями.
Так, информация об обязанности уплаты регистрационного взноса, административных расходов и комиссионной платы при заключении договора была признана судом существенной, поскольку ее отсутствие искажает смысл размещенной информации и вводит в заблуждение потребителя (см, например, Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2014 по делу № А10-5092/2013).
Также информация является существенной, если влияет на оценку и решение потребителя относительно рекламируемой услуги (товара) (см., например, Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 27.11.2017 по делу № А27-14912/2017, Определением Верховного Суда РФ от 29.05.2018 № 304-АД18-5894 отказано в передаче дела № А27-14912/2017 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства).
Следовательно, информация считается существенной, если ее наличие влияет на принятие потребителем решения о покупке товара (услуги). Другими словами, если бы потребитель владел отсутствующей в рекламе информацией, то он не принял бы решение о покупке такого товара (услуги).
В то же самое время закон не обязывает указывать в рекламе все характеристики товара (услуги). Это приводило бы к избытку несущественной информации, в результате чего потребителю сложно было бы ориентироваться и принимать решение.
В соответствии с п. 2 ст. 437 ГК РФ предложение, которое содержит все существенные условия, и из которого следует, что продавец готов заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичной офертой).
Как следует из п. 7.1 ст. 5 Закона № 38-ФЗ в рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимость должна быть указана в рублях, а в случае необходимости дополнительно может быть указана в иностранной валюте.
Если реклама не содержит существенного условия о цене товара, то офертой она не является. В этом случае реклама должна содержать информацию о сроке действия акции, то есть скидки на товар.
В отсутствие указанной информации реклама может быть признана ненадлежащей (см., например, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.05.2019 № Ф08-3956/2019 по делу № А25-1369/2018, Определением Верховного Суда РФ от 07.11.2019 № 308-ЭС19-15621 отказано в передаче дела № А25-1369/2018 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства).
Ответственность за данное нарушение несет рекламодатель и рекламопроизводитель, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине (п.п. 6, 8 ст. 38 Закона № 38-ФЗ).
Ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ предусмотрено привлечение к ответственности за нарушение законодательства о рекламе в виде административного штрафа на граждан в размере 2 000-2 500 руб.; на должностных лиц – 4 000-20 000 руб.; на юрлиц – 100 000-500 000 руб.
Автор: Бондарева С.В.
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс
Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс
Задать вопрос