Банк экспертных заключений
Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.
При переезде организации в другое офисное здание была утеряна папка со счетами-фактурами. Может ли организация в случае проверки ИФНС отстоять право на вычет НДС по утраченным счетам-фактурам?
Ответ:
Если счета-фактуры были утеряны, при наступлении различных форс-мажорным обстоятельств (кража, утеря, пожар, наводнение) налогоплательщик должен незамедлительно принять все необходимые меры к их восстановлению. В первую очередь налогоплательщик в результате принятых мер должен иметь в своем распоряжении копии утраченных счетов-фактур, иначе вычет сумм НДС по утраченным счетам-фактурам будет невозможен.
Руководитель организации должен предпринять меры к восстановлению тех первичных документов, которые подлежат восстановлению и хранению в течение установленного законодательством срока.
Обоснование:
Согласно п.п. 3 и 8 п. 1 ст. 23 Налогового Кодекса РФ (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.
Таким образом, соблюдение норм, изложенных в п.п. 3 и 8 п. 1 ст. 23 НК РФ гарантирует налогоплательщику начисление налогов в том размере, в котором данные налоги подлежат исчислению в соответствии с налоговым законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
В п. 1 ст. 172 НК РФ установлено, что вычеты сумм НДС производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при реализации товаров (работ, услуг), либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
Также, в силу норм, изложенных в п. 1 ст. 169 НК РФ, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм НДС к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.
Таким образом, счет-фактура является обязательным документом, подтверждающим право на получение налогового вычета по НДС.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 № 6961/10 по делу № А70-9235/2008 указано, что документальное обоснование права на налоговый вычет сумм НДС, уплаченных контрагентам, при приобретении товаров (работ, услуг) лежит на налогоплательщике. При этом исключена возможность использования в целях определения суммы налоговых вычетов расчетного метода. Следовательно, на обществе лежала обязанность представить документы, обосновывающие заявленный им налоговый вычет. При утрате в результате пожара первичных бухгалтерских документов такими документами могли служить копии счетов-фактур, а также иных документов, подтверждающих сумму НДС, предъявленную к оплате по счетам-фактурам контрагентами общества при расчетах за поставленные товары (работы, услуги).
Таким образом, полагаем, что в результате утраты счетов-фактур по различным форс-мажорным обстоятельствам (кража, утеря, пожар, наводнение) налогоплательщик должен незамедлительно принять все меры к их восстановлению. В первую очередь налогоплательщик в результате принятых мер должен иметь в своем распоряжении копии утраченных счетов-фактур, иначе вычет сумм НДС по утраченным счетам-фактурам будет невозможен.
Данный вывод подтверждается судебной практикой. Так, в постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30.01.2017 № Ф01-6012/2016 судьи указали, что с учетом того, что организацией не были предприняты меры по восстановлению утраченных документов, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у организации права на применение налоговых вычетов по НДС по утраченным и не восстановленным счетам-фактурам.
По мнению судей, довод организации о том, что при утрате первичных бухгалтерских документов документами, обосновывающими заявленный вычет по НДС, кроме счетов-фактур, могут служить и иные документы, подтверждающие размер НДС, предъявленного к уплате контрагентами налогоплательщика, обоснованно отклонена судами. Суд первой инстанции правомерно отметил, что такими документами могут быть в совокупности копии счетов-фактур и иных документов, подтверждающих сумму уплаченного НДС. Однако представленные организацией данные о расчетном счете (при отсутствии первичных документов), не могут являться основанием для применения налоговых вычетов. Данный вывод согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 09.03.2011 № 14473/10.
Напомним, что Порядок хранения бухгалтерской документации определен в п. п. 6.1 - 6.4 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29.07.1983 № 105 (далее - Положение о документообороте).
В п. 6.8 Положения о документообороте изложен порядок действия в случае утраты документов. В случае пропажи или гибели первичных документов руководитель предприятия, учреждения назначает приказом комиссию по расследованию причин пропажи, гибели.
В необходимых случаях для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора.
Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем предприятия, учреждения.
В Письмах Минфина России от 22.07.2013 № 03-02-07/2/28610 (доведено до сведения нижестоящих налоговых органов Письмом ФНС России от 14.08.2013 № АС-4-3/14759@) и от 11.08.2011 № 03-02-07/1-288 разъясняется, что утраченные налогоплательщиком, должны быть восстановлены.
Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.
В Письме УМНС России по г. Москве от 13.09.2002 № 26-12/43411 указано, что руководитель организации должен предпринять меры к восстановлению тех первичных документов, которые подлежат восстановлению и хранению в течение установленного законодательством срока. Например, копии выписок о движении денежных средств по счетам в банках можно запросить у банков, в которых открыты счета организации; договоры, акты, накладные можно запросить у контрагентов и т.д.
Автор: Чернышева Л.Б.
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс
Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс
Задать вопрос