Банк экспертных заключений
Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.
Организация имеет в собственности нежилое помещение, учитываемое на балансе в качестве объекта основных средств. По указанному объекту организация налог на имущество не уплачивала, а также не представляла декларации по данному налогу, поскольку является плательщиком единого налога, уплачиваемого с связи с применением УСН. С 01.01.2017г. уполномоченным органом субъекта РФ объект включен в перечень объектов недвижимости, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость, о чем организация не знала. Налоговый орган провел камеральную проверку и доначислил организации налог на имущество за 1 квартал 2017г., о чем составлены были акт камеральной проверки и решение о привлечении к ответственности за непредставление расчета по налогу на имущество организаций. Общество данное решение налогового органа в апелляционном порядке не оспаривало, и оно вступило в силу. Позже в адрес организации поступило требование налогового органа об уплате налога (пени, штрафа) по результатам проверки. Правомерны ли действия налогового органа по выставлению организации указанного требования? Нужно ли исполнять указанное требование?
Ответ:
По нашему мнению, поскольку в рассматриваемой ситуации у налогового органа не было оснований для проведения камеральной налоговой проверки и, соответственно, составления акта и вынесения решения по результатам проверки, действия налогового органа по выставлению организации требования об уплате налога (пени, штрафа) по результатам проверки являются неправомерными. Поэтому исполнять указанное требование не нужно.
Обоснование:
Согласно статье 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Кодексом).
В соответствии с п.2 ст.70 НК РФ в течение 20 дней с даты вступления в силу решения по результатам налоговой проверки должно быть направлено требование об уплате налога.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Указанное требование должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п.4 ст.69 НК РФ).
Согласно п.7 ст.101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения выносится по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
К материалам налоговой проверки относятся акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту (п.1 ст.101 НК РФ).
Акт налоговой проверки составляется в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки (п.1 ст.100 НК РФ).
Пунктом 1 ст.88 установлено, что камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. При этом согласно п.2 ст.88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Таким образом, основанием для начала течения срока проведения камеральной проверки является представление налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
По мнению Президиума ВАС РФ, изложенному в Постановлении от 26.06.2007 № 1580/07 по делу № А19-5644/06-31, довод налогового органа о допустимости осуществления налогового контроля в форме камеральной налоговой проверки вне зависимости от представления налоговому органу деклараций лицом, в отношении которого она проводится, не может быть признан основанным на действующем законодательстве и повлечь отмену оспариваемого судебного акта, поскольку в подобных случаях налоговым органом могут быть использованы иные формы налогового контроля.
С неправомерностью проведения налоговым органом камеральной проверки без представления декларации согласен и Минфин России (Письмо от 05.05.2010 № 03-02-08/28). Аналогичная позиция выражена и в других судебных решениях (Постановления Президиума ВАС РФ от 26.06.2007 № 2662/07, ФАС Северо-Западного округа от 25.07.2011 № А56-53498/2010, от 20.07.2009 по делу № А21-9761/2008, от 12.05.2009 № А66-4514/2008 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 31.07.2009 № ВАС-9277/09), ФАС Поволжского округа от 11.09.2009 по делу № А65-1368/2009, от 10.07.2008 по делу № А65-35465/2005).
Права и обязанности налоговых органов указаны в ст. 31 и 32 НК РФ соответственно. В соответствии с пп.2, 8 п.1 ст.31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ, и требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также контролировать выполнение указанных требований.
При этом пп.1 п.1 ст.32 НК РФ установлено, что налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах.
Обязанностью налогоплательщика является выполнение законных требований налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах (пп.7 п.1 ст.23 НК РФ), а правом - не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ (пп.11 п.1 ст.21 НК РФ) и требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков (пп. 10 п. 1 ст. 21 НК РФ).
На основании изложенного, поскольку в рассматриваемой ситуации у налогового органа не было оснований для проведения камеральной налоговой проверки и, соответственно, составления акта и вынесения решения по результатам проверки, действия налогового органа по выставлению организации требования об уплате налога (пени, штрафа) по результатам проверки являются неправомерными. Поэтому исполнять указанное требование не нужно.
Автор: И.В.Разумова
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс
Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс
Задать вопрос