Банк экспертных заключений
Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.
Организацией (А) было получено требование от ИФНС о предоставлении документов (информации), касающихся деятельности Организации (Б), в связи с "иными мероприятиями налогового контроля". Указанным требованием инспекция обязала (А) представить в течение 5 дней со дня получения требования договор, счета, счета-фактуры, товарные накладные, акт приемки-сдачи работ (услуг), путевые листы специального автомобиля, доверенность, товарно-транспортные накладные за период с 01.01.2015 по 30.09.2015, а также карточку аналитического учета расчетов с дебиторами и кредиторами за этот же период относительно организации (Б). Организация (А) запрашиваемые документы не предоставила, ссылаясь на то, что требование не содержит указания на то, в связи с какими хозяйственными операциями между ООО (А) и ООО (Б) у налогового органа возникла обоснованная необходимость в получении запрашиваемых документов. Вправе ли налоговый орган оштрафовать Организацию (А) по п. 2 ст. 126 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 10 000 руб.?
Ответ:
Требование о представлении документов (информации) относительно конкретной сделки (выставленное вне рамок проведения налоговых проверок) должно содержать достаточно данных, позволяющих идентифицировать сделку, в отношении которой истребуются документы (информация).
При этом информация о конкретной сделке может включать, в частности, информацию о сторонах этой сделки, ее предмете, об условиях совершения сделки.
Поскольку формулировка полученного Организацией (А) требования, исходя из его содержания, не соответствует положениям п. 2 ст. 93.1 НК РФ, полагаем, что налоговый орган не вправе оштрафовать Организацию (А) по п. 2 ст. 126 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 10 000 руб.
Данная позиция подтверждается складывающейся судебной практикой.
Обоснование:
Порядок и основания для истребования документов у контрагента проверяемого налогоплательщика или у иных лиц урегулирован ст. 93.1 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации) (п. 4 ст. 93.1 НК РФ).
Таким образом, Поручение об истребовании документов (информации) и требование о представлении документов (информации) относительно конкретной сделки должны содержать достаточно данных, позволяющих идентифицировать сделку, в отношении которой истребуются документы (информация).
При этом информация о конкретной сделке может включать, в частности, информацию о сторонах этой сделки, ее предмете, об условиях совершения сделки (Письмо ФНС России от 30.09.2014 № ЕД-4-2/19869).
Исходя из условий рассматриваемого вопроса Организацией (А) было получено требование от ИФНС о предоставлении документов (информации), касающихся деятельности Организации (Б), в связи с «иными мероприятиями налогового контроля». Указанным требованием инспекция затребовала договор, счета, счета-фактуры, товарные накладные, акт приемки-сдачи работ (услуг), путевые листы специального автомобиля, доверенность, товарно-транспортные накладные за период с 01.01.2015 по 30.09.2015, а также карточку аналитического учета расчетов с дебиторами и кредиторами за этот же период относительно организации (Б).
Полагаем что формулировка полученного Организацией (А) требования, исходя из содержания, не соответствует положениям п. 2 ст. 93.1 НК РФ, поскольку запрошенный обширный перечень документов не содержит указания на то, в связи с какими хозяйственными операциями между ООО (А) и ООО (Б) у налогового органа возникла обоснованная необходимость в получении документов (информации), а также отсутствуют иные данные, позволяющие идентифицировать информацию, затребованную за длительный период времени.
Согласно п. 2 ст. 126 НК РФ непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ, влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей.
Однако в данном случае, поскольку формулировка полученного Организацией (А) требования, исходя из его содержания, не соответствует положениям п. 2 ст. 93.1 НК РФ, полагаем, что налоговый орган не вправе оштрафовать Организацию (А) по п. 2 ст. 126 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 10 000 руб. Данная позиция подтверждается складывающейся судебной практикой (Постановление АС УО от 24.03.2016 № Ф09-1717/16 по делу № А60-29978/2015, Постановления АС ЗСО от 27.03.2015 г. № А27-9300/2014, ФАС ВВО от 17.03.2014 г. № А31-4693/2013).
Таким образом требование о представлении документов (информации) относительно конкретной сделки (выставленное вне рамок проведения налоговых проверок) должно содержать достаточно данных, позволяющих идентифицировать сделку, в отношении которой истребуются документы (информация).
При этом информация о конкретной сделке может включать, в частности, информацию о сторонах этой сделки, ее предмете, об условиях совершения сделки.
Поскольку формулировка полученного Организацией (А) требования, исходя из его содержания, не соответствует положениям п. 2 ст. 93.1 НК РФ, полагаем, что налоговый орган не вправе оштрафовать Организацию (А) по п. 2 ст. 126 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 10 000 руб. Данная позиция подтверждается складывающейся судебной практикой.
Автор: Е.В. Пшеничная
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс
Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс
Задать вопрос