Банк экспертных заключений
Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.
На балансе Организации числится ОС (морское судно). В виду кризиса было принято решение продать его иностранной организации (поставка на экспорт). Судно покинуло российский порт с грузом на борту 21.03.2015 г. с оформлением таможенного режима «временный вывоз» с последующим изменением этого режима на таможенный режим экспорта. Согласно контракта право собственности переходит и судно считается переданным в момент полной уплаты покупной цены и подписания уполномоченными представителями сторон акта приема-передачи в порту г. Шанхай (Китай). В преддверии передачи судна общество выставило счет-фактуру (инвойс) от 22.05.2015 г. и оформило паспорт сделки, после чего 31.05.2015 г. стороны подписали протокол приема-передачи судна. На основании таможенной декларации судно 05.06.2015 было помещено таможенным органом под таможенную процедуру экспорта без возврата транспортного средства на территорию РФ, а 22.07.2015 обществу выдано свидетельство об исключении судна из Российского международного реестра судов. Данная сделка была отражена налогоплательщиком в декларации по НДС за III квартал 2015 года в числе операции, в отношении которых применяется налоговая ставка 0%, а также заявлены и налоговые вычеты в отношении операции по реализации судна, представлен полный комплект документов в соответствии со ст. 165 НК РФ. По результатам камеральной проверки налоговым органом вынесено решение о доначислении обществу НДС, штрафов и пени на том основании, что нулевая ставка по НДС была применена Организацией не правомерно, поскольку на момент передачи судна оно не находилось на территории Российской Федерации. Правомерны ли действия налогового органа?
Ответ:
Действия налогового органа не правомерны. Товар считается вывезенным из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза в таможенном режиме экспорта и в том случае, если в указанную таможенную процедуру он был помещен после оформления таможенного режима «временный вывоз» с последующим изменением этого режима на таможенный режим экспорта.
Независимо от того, в каком месте состоится переход права собственности на реализуемый товар - в России или за рубежом, операция по его реализации облагается налогом по ставке 0 процентов, если товар был помещен под таможенный режим экспорта в соответствии с таможенным законодательством Данные выводы подтверждаются мнением Верховного суда РФ.
Обоснование:
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС являются операции по реализации товаров на территории РФ.
В силу п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров признается соответственно передача на возмездной основе, при этом место и момент фактической реализации товаров для целей налогообложения определяются в соответствии с частью второй НК РФ.
Порядок определения места реализации товаров в целях применения налога на добавленную стоимость установлен ст. 147 НК РФ, согласно которой местом реализации товаров признается территория Российской Федерации при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств: товар находится на территории Российской Федерации и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, не отгружается и не транспортируется; товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией.
Для товаров (работ, услуг), место реализации которых признается территория РФ ст. 164 НК РФ, предусмотрены налоговые ставки по НДС, в частности ставка НДС 0%.
Ставка НДС в размере 0% применяется при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ), а перечень документов, необходимых для подтверждения нулевой ставки, указан в п. 1 ст. 165 НК РФ.
В соответствии со ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее Договор о ЕЭС), взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение в частности нулевой ставки НДС (п. 1 ст. 72 Договора о ЕЭС).
Применение данного принципа подразумевает, что юрисдикцией по взиманию налога обладает то государство, в котором происходит потребление товара (страна ввоза), а не страна его изготовления (страна вывоза). Соответственно, исключается уплата НДС при экспорте товаров в другие страны, но одновременно разрешается взимание налога при импорте товаров, ввозимых из третьих стран.
При этом по общему правилу налоговое бремя в виде «входящего» налога, оплаченного экспортером в цене приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав, не должно возлагаться на такого налогоплательщика, который не является лицом, осуществившим потребление товаров, но в силу взимания налога по принципу страны назначения не имеет возможности переложить бремя уплаты налога на иностранного покупателя в цене реализуемых товаров, как это имело бы место во внутренней торговле. В этих целях за налогоплательщиком-экспортером сохраняется право на вычет сумм «входящего» налога и его возмещение из бюджета (Определение Верховного Суда РФ от 13.11.2015 № 307-КГ15-7495 по делу № А42-4205/2014)
Применение нормами НК РФ ставки НДС 0 % (пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ), предусмотрено в развитие принципа страны назначения. При этом сохранение за налогоплательщиком права на применение налоговых вычетов при совершении таких операций прямо предусмотрено п. 3 ст. 172 НК РФ. Кроме того, нормами ст. 212 Таможенного кодекса приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза (далее ТК), принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17, также определено содержание таможенной процедуры экспорта, помещение товара под которую в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ является обязательным условием применения данной нормы.
В соответствии с п. 1 ст. 212 Таможенного кодекса под экспортом понимается таможенная процедура, при которой товары ТК вывозятся за пределы таможенной территории Таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами. При этом допускается помещение под таможенную процедуру экспорта товаров, ранее помещенных под таможенные процедуры временного вывоза или переработки вне таможенной территории, без их фактического предъявления таможенным органам (п. 2 ст. 212 ТК).
Следовательно, товар считается вывезенным из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза в таможенном режиме экспорта и в том случае, если в указанную таможенную процедуру он был помещен после фактического вывоза в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 212 ТК. При этом условие определения места реализации товара, определенное пп.2 п. 1 ст. 147 НК РФ, связанное с началом его транспортировки с территории РФ, не нарушается.
Независимо от того, в каком месте состоится переход права собственности на реализуемый товар - в России или за рубежом, операция по его реализации облагается налогом по ставке 0 процентов, если товар был помещен под таможенный режим экспорта в соответствии с таможенным законодательством (Определения Верховного Суда РФ от 13.11.2015 № 307-КГ15-7495 по делу № А42-4205/2014, от 14.09.2015 № 307-КГ15-7424 по делу № А42-4200/2014).
Как видно из условий рассматриваемого вопроса Организацией были выполнены все необходимые действия в рамках экспортной поставки: 21.03.2015 г. реализуемое судно помещено под таможенную процедуру «временный вывоз», а 05.06.2015 г. – «экспорта», без возврата транспортного средства на территорию РФ).
При этом были оформлены все необходимые документы: 22.05.2015 г. общество выставило счет-фактуру (инвойс) и оформило паспорт сделки, 31.05.2015 г. стороны подписали протокол приема-передачи судна, 22.07.2015 обществу выдано свидетельство об исключении судна из Российского международного реестра судов.
Поэтому, учитывая вышеизложенное, а также действующие нормы законодательства налоговым органом не правомерно вынесено решение о доначислении обществу НДС, штрафов и пени на том основании, что Организация не вправе была применять нулевую ставку по НДС, поскольку помещение судна под таможенный режим экспорта произошло после пересечения границы РФ. Налоговый орган не учел, что при таком подходе нарушается принцип равенства налогообложения, закрепленный в п 1 ст. 3 НК РФ, который применительно к НДС выражается, прежде всего, в обеспечении наиболее нейтрального для хозяйствующих субъектов режима взимания этого налога (Определения Верховного Суда РФ от 13.11.2015 № 307-КГ15-7495 по делу № А42-4205/2014, от 14.09.2015 № 307-КГ15-7424 по делу № А42-4200/2014).
При этом следует учитывать тот факт, что Организация в соответствии с требованиями ст. 165 НК РФ представила в налоговый орган полный пакет документов, подтверждающих реализацию товара, вывезенного в таможенном режиме экспорта, а также сумму налоговых вычетов. Оснований для принятия инспекцией указанного Решения не имелось.
Таким образом товар считается вывезенным из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза в таможенном режиме экспорта и в том случае, если в указанную таможенную процедуру он был помещен после оформления таможенного режима «временный вывоз» с последующим изменением этого режима на таможенный режим экспорта.
Независимо от того, в каком месте состоится переход права собственности на реализуемый товар - в России или за рубежом, операция по его реализации облагается налогом по ставке 0 процентов, если товар был помещен под таможенный режим экспорта в соответствии с таможенным законодательством
Автор: Е.В. Пшеничная
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс
Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс
Задать вопрос