Банк экспертных заключений
Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.
Обязательно ли указывать в путевом листе конкретный маршрут движения автомобиля?
Ответ:
Учитывая противоречивую позицию Минфина России и судов по вопросу указания конкретного маршрута следования автомобиля в путевом листе для признания расходов на ГСМ, в случае отсутствия конкретного маршрута в путевом листе, организации необходимо быть готовой к спорам с проверяющими.
Обоснование:
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 утверждены Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов (далее – Порядок № 152), который применяется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
Согласно п. 3 разд. II Порядка № 152 путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование и номер путевого листа, сведения о сроке действия путевого листа, сведения о собственнике (владельце) транспортного средства, сведения о транспортном средстве, сведения о водителе.
Таким образом, анализ норм, изложенных в п. 3 разд. II Порядка № 152, позволяет сделать вывод, что конкретный маршрут пути следования автомобиля не является обязательным реквизитом путевого листа.
Данный вывод подтверждается в письме Минфина РФ от 28.08.2009 № 03-03-06/2/161, в котором указано, что путевой лист, содержащий обязательные реквизиты, утвержденные Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», может являться одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов.
Вместе с тем в Письме Минфина России от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129 разъясняется, что отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля работниками организации в служебных целях. Подобные реквизиты являются обязательными и отражают содержание хозяйственной операции.
Однако, налогоплательщикам следует учитывать следующее.
Унифицированная форма путевого листа утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» (далее – Постановление Госкомстата № 1) и носит обязательный характер для автотранспортных организаций.
Таким образом, главное отличие реквизитов путевого листа, изложенных в Порядке № 152 и Постановлении № 1 – это отсутствие маршрута следования автомобиля.
Следует учитывать, что судебная практика по вопросу указания конкретного маршрута следования в путевом листе складывается неоднозначно.
В Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 08.04.2015 № Ф05-3450/2015 указано, что поскольку при отсутствии в путевом листе информации о конкретном месте следования невозможно судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях, то суды пришли к обоснованному выводу о том, что представленные обществом путевые листы не подтверждают осуществления им спорных затрат на приобретение горюче-смазочных материалов и не могут являться основанием для их признания в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
В Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2014 № А65-21365/2013 судьи указали, что расходы на горюче-смазочные материалы (ГСМ) могут быть признаны на основании документов, содержащих данные о фактическом пробеге и расходе топлива, а также подтверждающих производственный характер маршрута следования автотранспорта.
В Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 08.05.2015 № Ф09-2379/15 (Определение ВС РФ от 28.08.2015 № 309-КГ15-10052) определено, что целью составления путевого листа является, в том числе подтверждение обоснованности расхода. Отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях. Подобные реквизиты являются обязательными, они отражают содержание хозяйственной операции.
В Постановлении АС Поволжского округа от 02.12.2016 № Ф06-15152/2016 указано, что отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования автомобиля с указанием наименовании организации и адрес не может подтверждать расходы на топливо.
Противоположная позиция по указанию конкретного маршрута следования автомобиля в путевом листе изложена в Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2015 № 20АП-3686/2015, где указано, что сведения о маршруте не отнесены к обязательным реквизитам путевого листа, также нормативно не закреплено требований к подробности описания маршрута. При этом следует учитывать, что сведения о маршруте движения легкового автомобиля не отнесены к обязательным реквизитам путевого листа.
В Постановлении ФАС Московского округа от 26.01.2010 № КА-А40/15099-09 по делу № А40-83081/08-80-312 указано, что само по себе отсутствие в путевых листах данных о маршруте следования автомобиля не может являться достаточным основанием для отказа в подтверждении произведенных расходов.
В Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 24.04.2015 № Ф06-23360/2015 утверждается, что отсутствие в путевом листе информации о маршруте следования не свидетельствует о том, что автомобиль использовался не в служебных целях, и, как следствие, организация правомерно учла в расходах стоимость ГСМ.
Следовательно, учитывая противоречивую позицию Минфина России и судов по вопросу указания конкретного маршрута следования автомобиля в путевом листе для признания расходов на ГСМ, в случае отсутствия конкретного маршрута в путевом листе, организации необходимо быть готовой к спорам с проверяющими.
Также необходимо учитывать, что в случае обращения организации в суд невозможно гарантировать вынесение решения в пользу организации по причине неоднозначного подхода судов по данному вопросу.
Автор: Чернышева Л.Б.
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс
Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс
Задать вопрос