Банк экспертных заключений
Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.
В администрацию сельского поселения обратился житель с требованием расследовать факт причинения вреда его имуществу и здоровью согласно ст. 62 Градостроительного кодекса РФ. Его дом и участок подтапливается талыми водами весной, а слив-трубу, из которой вода выводится за пределы участка, соседи засыпают песком, и вода стоит на участке заявителя и в подвале его дома. Какими должны быть действия администрации?
Ответ:
Поскольку в описанной ситуации имеет место нарушение санитарных и жилищных, а не градостроительных норм, администрации поселения следует направить обращение в органы, осуществляющие санитарно-эпидемиологический и жилищный надзор, а также разъяснить заявителю возможность взыскать убытки с причинителя ущерба.
Обоснование:
Градостроительным кодексом России регулируется деятельность по развитию городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий (ст. 1 ГрК РФ).
Глава 8 ГрК РФ регламентирует вопросы ответственности за нарушение градостроительных норм. В частности, статья 62 ГрК указывает, что факты нарушения градостроительного законодательства, в результате которых был причинен вред жизни, здоровью или имуществу физических или юридических лиц, расследуются техническими комиссиями. Порядок работы таких комиссий устанавливается решением главы местной администрации.
Таким образом, создание технической комиссии возможно только при наличии причинённого действительного ущерба имуществу или здоровью заявителя неправомерными действиями, нарушающими нормы градостроительного законодательства.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Согласно ч. 1 ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. При выборе способов содержания принадлежащего имущества собственник должен учитывать возможные негативные последствия и причинение убытков при ненадлежащем содержании и использовании имущества.
Статья 30 ЖК РФ обязывает собственников жилых помещений поддерживать их в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями.
Статья 23 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает требование к содержанию жилых помещений: оно должно отвечать санитарным правилам.
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях (СанПиН 2.1.2.2645-10) утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64. Согласно п. 9 указанных Требований, не допускается затопление жилых помещений, подвалов и технических подполий.
Таким образом, в описанной ситуации затопление земельного участка и жилого помещения является результатом неправомерных действий соседей, которые нарушают нормы жилищного и санитарно-эпидемиологического, а не градостроительного законодательства. Следовательно, для защиты своих прав заявителю следует обратиться в органы, осуществляющие жилищный и санитарно-эпидемиологический надзор (Жилинспекцию и Роспотребнадзор).
Согласно ч. 2 ст. 50 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии, ч. 5 ст. 20 ЖК РФ при выявлении нарушения должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический и жилищный надзор, имеют право, в том числе давать гражданам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки об устранении выявленных нарушений санитарных правил и норм жилищного законодательства.
Статьей 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений. Порча или уничтожение чужого имущества (при отсутствии значительного ущерба) влечёт привлечение к ответственности, предусмотренной ст. 7.17 КоАП РФ.
Помимо устранения допущенных нарушений заявитель вправе потребовать полного возмещения причиненных ему убытков в соответствии со ст. 15 ГК РФ.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По общему правилу, закрепленному в ст. 1064 ГК РФ, ответственность за причинение ущерба возлагается на лицо, причинившее ущерб, если оно не докажет отсутствие своей вины.
Однако следует помнить, что реализация такого способа защиты, как возмещение убытков, возможна лишь при одновременном наличии условий:
- совершение причинителем вреда незаконных действий;
- наличие у заявителя убытков с указанием их размера;
- наличие причинной связи между неправомерным поведением и возникшими убытками;
- наличие вины лица, допустившего правонарушение.
Автор: Юхаранова М.Г.
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс
Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс
Задать вопрос