Банк экспертных заключений
Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.
В рамках проведения бесплатного семинара с целью обмена опыта с партнерами, передачи информации и демонстрации своей продукции организация оплачивает буфетное обслуживание для участников и консультационные услуги представителей иностранной организации. На семинар приглашены журналисты и дано объявление в СМИ. Каков порядок учета этих расходов в целях исчисления налога на прибыль?
Ответ:
Расходы на буфетное обслуживание и оплату консультационных услуг докладчиков семинара, проводимого с целью обмена опыта с партнерами и демонстрации своей продукции при участии журналистов, носят рекламный характер и могут быть учтены при расчете налога на прибыль, как нормируемые рекламные расходы в пределах 1% от полученной выручки за отчетный (налоговый) период, при соответствии их критериям, установленным ст. 252 НК РФ. Учитывая позицию судов, расходы на оплату консультационных услуг могут быть учтены, как другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией. При этом возможно организации придется отстаивать свою позицию в суде.
Обоснование:
В соответствии со ст. 264 НК РФ, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией относятся, в частности, представительские, рекламные и иные расходы (пп.пп. 15, 22, 28, 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Законодательство недостаточно четко разграничивает эти виды расходов. Минфин России также не дает никаких конкретных указаний по этому вопросу и рекомендует налогоплательщику самостоятельно определять к какому виду расходов относятся те или иные затраты (Письмо от 16.10.2012 № 03-03-06/1/551). При этом расходы должны соответствовать критериям, установленным ст. 252 НК РФ, то есть они должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.
Согласно пп. 22 п. 1 и п. 2 ст. 264 НК РФ представительскими признаются расходы, связанные с официальным приемом и (или) обслуживанием, в частности, представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества. Расходы на бесплатный семинар можно учесть, как представительские, если на мероприятие приглашены деловые партнеры и список участников заранее известен.
В случае, если круг участников неограничен затраты на проведение семинара могут быть отнесены к рекламным. При этом учесть расходы на рекламу организация может только, если проведенное мероприятие соответствует понятию «реклама». Под рекламой понимается информация, распространяемая любым способом и с использованием любых средств, которая направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке и адресована неопределенному кругу лиц (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», далее- Закон № 38-ФЗ; письмо ФАС РФ от 30.10.06 № АК/18658).
Контролирующие органы считают мероприятия с участием журналистов рекламными с целью привлечения внимания к объекту рекламирования. По их мнению, мероприятие, на которое приглашены не только потенциальные партнеры, но и представители средств массовой информации (СМИ), которые не являются контрагентами, и встреча с ними не предполагает установление или поддержание взаимного сотрудничества соответствует понятию рекламы и подразумевает, что круг их участников определить заранее невозможно. Дальнейшая публикация в прессе материалов, посвященных событию, а также информации о деятельности и продукции организатора подтверждает, что в итоге распространяемая информация адресована неопределенному кругу лиц (Письмо Минфина России от 09.08.13 № 03-03-06/1/32239).
В настоящее время организация питания участников стала уже обычаем делового оборота и является необходимой составляющей семинара. Поэтому расходы на буфетное обслуживание в рамках рекламной акции можно учесть в составе рекламных затрат. При этом расходы организации, связанные с буфетным обслуживанием участников в рамках проводимых рекламных мероприятий, являются экономически оправданными затратами и должны быть документально подтверждены (ст. 252 НК РФ, Письмо УФНС России по г. Москве от 23.01.2009 № 19-12/004970). Оправдательными документами являются: приказ (распоряжение) руководителя о проведении мероприятия; смета расходов на проведение мероприятия; акт о фактически произведенных расходах, подписанный руководителем организации; счет-заказ, счет-фактура и др.
Среди рекламных расходов, которые не нужно нормировать в п. 4 ст. 264 НК РФ поименованы расходы на рекламные мероприятия в СМИ. Однако, из норм ст. 14-16 Закона № 38-ФЗ, устанавливающих требования к рекламе, следует, что проведение семинаров не признается рекламой в СМИ. Поэтому, расходы на буфетное обслуживание при проведении семинара должны нормироваться и учитываться при расчете налога на прибыль в пределах 1 % от полученной выручки за отчетный (налоговый) период (п. 4 ст. 264 НК РФ, письмо от 03. 10.2006 г. № 03-03-04/1/6780).
Минфин России в Письмах от 25.11.2013 № 03-03-06/1/50586, от 09.08.13 № 03-03-06/1/32239 подтвердил, что расходы организации на проведение семинаров, в частности, гонорар лекторов, буфетное обслуживание участников, изготовление печатной продукции для раздачи слушателям и др.) относятся к иным видам рекламы и учитываются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (пп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ). При этом следует учитывать разъяснения Минфина России, в которых стоимость бесплатного питания нельзя учитывать в составе расходов, так как оно не соответствует нормам п. 1 ст. 252 НК РФ (Письма от 04.09.2013 № 03-11-06/2/36387, от 01.06.11 № 03-11-06/2/86). Поэтому, учесть расходы на буфетное обслуживание можно, при условии подтверждения, что оно не является бесплатным, причем в полном размере на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ при соответствии критериям, установленным гл. 25 НК РФ (Письмо Минфина России от 13.08.12 № 03-03-06/1/406).
Суды указывают, что семинары (конференции), проводимые с целью обмена профессиональным опытом носят информационно- аналитический характер, направлены на повышение профессионализма и эффективности работы организации и не являются рекламой. Предоставление профессиональной информации адресовано определенному кругу лиц - участникам семинара. Следовательно, затраты на консультационные услуги можно учесть в расходах по налогу на прибыль полностью при соблюдении требований ст. 252 НК РФ об экономической обоснованности и документальной подтвержденности на основании пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ или пп. 49 п. 2 ст. 264 НК РФ (Постановления ФАС Московского округа от 16.10.2012 по делу № А40-13384/12-75-64, 9ААС от 10.10.2013 № 09АП-30657/2013 и от 02.02.2011 № 09АП-32031/2010-АК).
Таким образом, расходы на буфетное обслуживание и оплату консультационных услуг докладчиков семинара, проводимого с целью обмена опыта с партнерами и демонстрации своей продукции при участии журналистов, носят рекламный характер и могут быть учтены при расчете налога на прибыль, как нормируемые рекламные расходы в пределах 1% от полученной выручки за отчетный (налоговый) период, при соответствии их критериям, установленным ст. 252 НК РФ. Учитывая позицию судов, расходы на оплату консультационных услуг могут быть учтены, как другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией. При этом возможно организации придется отстаивать свою позицию в суде.
Автор: Нечаева Т.Б.
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс
Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс
Задать вопрос