Банк экспертных заключений
Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.
Налоговым органом проводится камеральная проверка налоговой декларации общества по НДС за 4 квартал 2013, в которой сумма налога исчислена к возмещению из бюджета. В адрес налогоплательщика направлено сообщение (с требованием представления пояснений) по факту непредставления документов контрагентом общества в рамках проведения встречной проверки в соответствии со ст.93.1 НК РФ. В сообщении указано на привлечение к ответственности по ч.1 ст.19.4 КоАП РФ в случае неповиновения законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль). Правомерны ли требования налогового органа и может ли должностное лицо организации быть привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.19.4 КоАП РФ?
Ответ:
Требования налогового органа не являются правомерными, также должностное лицо организации не может быть привлечено к ответственности, предусмотренной ч.1 ст.19.4 КоАП РФ.
Обоснование:
Согласно пп.7 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (пп.6 п.1 ст.23 НК РФ).
Случаи, в которых налогоплательщики обязаны предоставлять пояснения в рамках камеральной налоговой проверки, установлены в ст.88 НК РФ и этот перечень является закрытым:
- В случае выявления ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлении несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (абз.1 п.3 ст.88 НК РФ).
- При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета) (абз.2 п.3 ст.88 НК РФ).
- При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка (абз.3 п.3 ст.88 НК РФ).
При этом п.7 ст.88 НК РФ установлено, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы.
Если налогоплательщиком представлена налоговая декларация по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст.172 НК РФ согласно п.8 ст.88 НК РФ.
В соответствии с пп.7 п.1 ст.21 НК РФ налогоплательщики имеют право представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов. Однако, согласно пп.11 п.1 ст.21 НК РФ налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики (п.2 ст.24 НК РФ).
ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 28.08.2012 N А10-355/2012 указал, что из положений п. 3 ст. 88 НК РФ следует, что сообщение с требование о представлении пояснений (внесении изменений в налоговую декларацию) является процессуальным документом, принятым в рамках проводимой камеральной проверки налоговой декларации, который не порождает для лица, которому адресовано указанное сообщение, возникновения, изменения или прекращения предусмотренных законом прав и обязанностей. Выполнение изложенных в нем предложений не является обязательным для налогоплательщика, поскольку не влечет налоговую ответственность.
Сообщение (с требованием представления пояснений), в отличие от требования, каких-либо правовых последствий для заявителя не влечет. Указанный документ носит лишь информативный характер и фактически не является решением налогового органа (Апелляционное определение Архангельского областного суда от 22.08.2013 №33-4767).
За неисполнение сообщения ответственность не предусмотрена, в том числе по ч.1 ст. 19.4 КоАП РФ.
Восьмой арбитражный апелляционный суд указал, что указание в сообщении инспекции с требованием представить пояснения на ответственность по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ не имеет правового значения (Постановление от 07.12.2010 N А70-8103/2010).
Также привлечь предпринимателя по п.1 ст. 126 НК РФ за непредставление пояснений налоговый орган не в праве (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2009 N 17АП-1542/2009-АК).
И.В. Разумова
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс
Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс
Задать вопрос