Банк экспертных заключений
Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.
Об НДФЛ и страховых взносах при выплате вознаграждения российским ИП гражданину Беларуси, работающему по трудовому договору дистанционно на территории Беларуси
Ответ:
Согласно разъяснениям Заместителя директора Департамента Минфина России, если ИП признается налоговым агентом, он обязан исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов.
Выплаты и иные вознаграждения, начисляемые российским ИП в пользу гражданина Республики Беларусь, работающего по трудовому договору дистанционно на территории Республики Беларусь, то есть не пребывающего и не проживающего в РФ, обложению страховыми взносами не подлежат.
Обоснование:
Свой ответ Заместитель директора Департамента обосновывает следующим образом.
- Налог на доходы физических лиц.
На основании статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - только от источников в Российской Федерации.
Перечни доходов от источников в Российской Федерации и за ее пределами содержатся в статье 208 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 6.2 пункта 1 статьи 208 Кодекса вознаграждение и иные выплаты при выполнении дистанционным работником трудовой функции дистанционно по договору с работодателем, являющимся российской организацией (за исключением договора, заключенного для осуществления трудовой деятельности в обособленном подразделении российской организации, зарегистрированным за пределами Российской Федерации), с обособленным подразделением иностранной организации, зарегистрированным на территории Российской Федерации, для целей налогообложения относятся к доходам, полученным от источников в Российской Федерации.
Таким образом, подпунктом 6.2 пункта 1 статьи 208 Кодекса регулируется порядок определения источника дохода для целей обложения налогом на доходы физических лиц вознаграждения и иных выплат при выполнении дистанционным работником трудовой функции дистанционно по договору с работодателем, в частности, являющимся российской организацией. Порядок заключения таких договоров предусмотрен главой 49.1 «Особенности регулирования труда дистанционных работников» Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 6.3 пункта 1 статьи 208 Кодекса к доходам, полученным от источников в Российской Федерации, для целей налогообложения относится вознаграждение, полученное налогоплательщиком за выполненные работы, оказанные услуги, предоставленные права использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, в случае, если выполнение работ, оказание услуг, предоставление прав использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации осуществлены в информационно-телекоммуникационной сети Интернет с использованием доменных имен и сетевых адресов, находящихся в российской национальной доменной зоне, и (или) информационных систем, технические средства которых размещены на территории Российской Федерации, и (или) комплексов программно-аппаратных средств, размещенных на территории Российской Федерации, при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:
- налогоплательщик - физическое лицо является налоговым резидентом Российской Федерации;
- доходы получены налогоплательщиком - физическим лицом на счет, открытый в банке, находящемся на территории Российской Федерации;
- источники выплаты доходов - это российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации.
Таким образом, доходы, предусмотренные подпунктом 6.3 пункта 1 статьи 208 Кодекса, полученные физическими лицами, в том числе не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, относятся для целей налогообложения к доходам от источников в Российской Федерации при соблюдении хотя бы одного из условий, установленных данной нормой Кодекса, и подлежат налогообложению в установленном порядке.
Согласно пункту 3 статьи 224 Кодекса в отношении доходов, указанных в подпунктах 6.2 и 6.3 пункта 1 статьи 208 Кодекса, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, налоговая ставка устанавливается в размере, предусмотренном пунктом 3.1 статьи 224 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Кодекса, в частности, индивидуальные предприниматели, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.
Указанные российские организации именуются в главе 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса налоговыми агентами.
Соответственно, если индивидуальный предприниматель признается налоговым агентом, он обязан исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов, в частности, статьями 226 и 230 Кодекса.
- Страховые взносы.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в рамках трудовых отношений.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ), части 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Федеральный закон № 255-ФЗ) и статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 326-ФЗ) иностранные граждане, не пребывающие и не проживающие на территории Российской Федерации, к застрахованным лицам по обязательному социальному страхованию в Российской Федерации не относятся.
Таким образом, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые российским индивидуальным предпринимателем в пользу гражданина Республики Беларусь, работающего по трудовому договору дистанционно на территории Республики Беларусь, то есть не пребывающего и не проживающего в Российской Федерации, в соответствии с положениями Кодекса обложению страховыми взносами не подлежат.
Вместе с тем статьей 2 Федерального закона № 167-ФЗ, частью 2 статьи 1.1 Федерального закона № 255-ФЗ, частью 2 статьи 2 Федерального закона № 326-ФЗ и пунктом 1 статьи 7 Кодекса предусмотрено, что в случаях если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанными федеральными законами и Кодексом, то применяются правила международного договора Российской Федерации.
Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 г. «О сотрудничестве в области социального обеспечения» (далее - Договор) на застрахованных, которые работают на территории той же Договаривающейся Стороны, где и проживают, а работодатель зарегистрирован на территории другой Договаривающейся Стороны, распространяется законодательство той Договаривающейся Стороны, на территории которой зарегистрирован работодатель, либо законодательство Договаривающейся Стороны по выбору застрахованного.
При этом в части применения положений Договора и отнесения к застрахованным лицам в системе обязательного социального страхования в Российской Федерации указанного гражданина Республики Беларусь следует обращаться в Минтруд России, учитывая, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 1 Договора Минтруд России является уполномоченным органом в Российской Федерации по применению положений Договора и согласно Положению о Минтруде России, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 610, данное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере пенсионного обеспечения и социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования).
Автор: Бондарева С.В.
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс
Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс
Задать вопрос
