Банк экспертных заключений
Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.
Организация приобрела воздушное судно (самолет) в 2022 г. Однако свидетельство о постановке на учет в Росавиации (сертификат летной годности) планируется к получению только в феврале - марте 2023 г. Когда следует учесть воздушное судно в качестве основного средства в целях исчисления налога на прибыль, при условии, что свидетельство о его государственной регистрации уже получено в январе 2023 г.?
Ответ:
Воздушное судно (самолет) следует учесть в качестве основного средства в целях исчисления налога на прибыль (ввести в эксплуатацию) только после получения сертификата летной годности.
Обоснование:
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.03.2009 № 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» права на воздушные суда и сделки с ними подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на воздушные суда.
Амортизируемым имуществом в целях исчисления налога на прибыль признается, в частности, имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 Налогового кодекса РФ) со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ).
Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в том числе по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации (п. 4 ст. 259 НК РФ).
НК РФ не содержит определение термина «ввод в эксплуатацию», в связи с этим на основании п. 1 ст. 11 НК РФ оно применяется в том значении, в каком используется в соответствующей отрасли законодательства.
В стандарте ГОСТ 25866-83 «Государственный стандарт Союза ССР. Эксплуатация техники. Термины и определения», введенном в действие Постановлением Госстандарта СССР от 13.07.1983 № 3105, определено, что под вводом в эксплуатацию понимается событие, фиксирующее готовность изделия к использованию по назначению, документально оформленное в установленном порядке.
Следовательно, датой ввода такого средства в эксплуатацию необходимо считать дату начала его фактического использования в деятельности организации (Письмо Минфина России от 21.06.2019 № 03-03-06/1/45357).
В соответствии с п. 1 ст. 36 Воздушного кодекса РФ гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам). Указанный сертификат выдается, в частности, пилотируемым гражданским воздушным судам (пп. 2 п. 1 ст. 8 ВК РФ).
Учитывая вышеизложенное, без наличия сертификата летной годности самолет не может быть признан готовым к использованию и, как следствие, не может быть введен в эксплуатацию, несмотря на факт наличия государственной регистрации.
Минфин России в Письме от 27.08.2010 № 03-03-06/1/570 отмечает, что дата ввода в эксплуатацию воздушного судна не может быть ранее даты выдачи сертификата летной годности.
Из условий рассматриваемого вопроса следует, что воздушное судно было приобретено в 2022 г., его государственная регистрация осуществлена в январе 2023 г., а свидетельство о постановке на учет в Росавиации (сертификат летной годности) планируется к получению только в феврале - марте 2023 г.
Учитывая вышеизложенные нормы, а также условия рассматриваемого вопроса, имущество признается в составе ОС по факту ввода в эксплуатацию тогда, когда оно готово к использованию. В данном случае воздушное судно не может использоваться без сертификата летной годности (регистрация в Росавиации), то есть оно не готово к использованию.
При этом тот факт, что судно уже прошло государственную регистрацию в январе 2023 г., не влияет на возможность эксплуатации без сертификата летной годности.
Таким образом, воздушное судно следует учесть в качестве основного средства в целях исчисления налога на прибыль (ввести в эксплуатацию) только после получения сертификата летной годности.
Автор: Е.В. Пшеничная
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс
Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс
Задать вопрос