Банк экспертных заключений
Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.
Организация (ОСНО) осуществляет розничную торговлю. Правомерно ли при исчислении налога на прибыль учитывать расходы, связанные с оформлением «уголка потребителя» (в частности расходы на приобретение застекленного стенда), при условии, что оплата за товар происходит исключительно в безналичной форме через эквайринг?
Ответ:
Данные расходы организация вправе признать при исчислении налога на прибыль, поскольку создание «уголка потребителя» - это обязанность продавца. При этом ее исполнение не зависит от того, в какой форме происходят расчеты с покупателем (наличной или безналичной).
Обоснование:
Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации о продавце товара, режиме его работы и реализуемых им товарах (п. 1 ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", далее Закон № 2300-1).
При этом данная информация должна быть доведена в наглядной и доступной форме до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке (п. 2 ст. 8 Закона № 2300-1).
Наряду с этим продавец обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы, а также предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Кроме того, если вид деятельности, осуществляемый продавцом, подлежит лицензированию до сведения потребителя должна быть доведена информация о номере лицензии, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию (п. п. 1, 2 ст. 9 Закона № 23001-1).
Также до сведения потребителя продавцом должны быть доведены нормативные акты в сфере защиты прав потребителей, а именно Закон № 2300-1, правила, в соответствии с которыми осуществляется продажа товаров, в частности Правила продажи отдельных видов товаров (ст. 3 Закона № 2300-1; п. 9 Правил Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (далее – Правила)).
Кроме того покупателю с свободном доступе должна быть предоставлена прочая информация, а именно: (п. п. 1 - 5 Инструкции о Книге жалоб и предложений в предприятиях розничной торговли и общественного питания, утв. Приказом Минторга РСФСР от 28.09.1973 № 346; п. п. 7, 8 Правил № 55:
- книга жалоб (отзывов) и предложений;
- измерительное оборудование для проверки покупателем цены, меры и веса приобретенного товара;
- информация об органах государственной власти, уполномоченных осуществлять контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности, в том числе о территориальном органе Роспотребнадзора.
Из вышеизложенного следует, что создание «уголка потребителя», в частности в виде стенда – это обязанность продавца, при этом ее исполнение не зависит от того, в какой форме происходят расчеты с покупателем (наличной или безналичной).
В целях исчисления налога на прибыль расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ убытки), осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Исходя из условий рассматриваемого вопроса, организация, осуществляющая розничную торговлю, понесла расходы на приобретение застекленного стенда на базе которого ею был организован «уголок потребителя».
Учитывая вышеизложенные нормы закона и условия ситуации можно однозначно сделать вывод, что расходы на приобретение застекленного стенда организация вправе признать экономически обоснованными, поскольку создание «уголка потребителя» - это обязанность продавца. Поэтому при условии их документального подтверждения организация вправе их отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Таким образом, данные расходы организация вправе признать при исчислении налога на прибыль, поскольку создание «уголка потребителя» - это обязанность продавца. При этом ее исполнение не зависит от того, в какой форме происходят расчеты с покупателем (наличной или безналичной).
Автор: Е.В. Пшеничная
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс
Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс
Задать вопрос