Банк экспертных заключений
Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.
Может ли название алкогольной продукции иметь наименование, содержащее юмор?
Ответ:
Название алкогольной продукции может состоять из двух частей. Первая (обязательная) – наименование продукта - должна соответствовать техническим регламентам, а вторая (дополнительная) – придуманное название - может иметь наименование, содержащее юмор. Название алкогольной продукции не может состоять только из придуманного названия.
Обоснование:
Алкогольная продукция относится к пищевым продуктам (подп. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», п. 2.4 ГОСТа Р 51074-2003. Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования, утв. Постановлением Госстандарта России от 29.12.2003 № 401-ст) (далее - ГОСТ Р 51074-2003).
Наименования алкогольной продукции - это слово или группа слов, включая категорию и (или) вид алкогольной продукции, предназначенные для обозначения алкогольной продукции, под которым она выпускается в обращение (п. 5 ТР ЕАЭС 047/2018. Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности алкогольной продукции», утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 05.12.2018 № 98 (вступает в силу 09.01.2021)).
Требования к наименованию продукта, в том числе к алкогольной продукции, предусмотрены ГОСТом Р 51074-2003, а также ТР ТС 022/2011. Технический регламент Таможенного союза. Пищевая продукция в части ее маркировки», утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 881 (далее – ТР ТС 022/2011).
Так, наименование должно быть понятным потребителю, конкретно и достоверно характеризовать продукт, раскрывать его природу, место происхождения, позволять отличать данный продукт от других, а также позволять относить продукцию к пищевой продукции (п. 3.5.1.1 ГОСТа Р 51074-2003, п. 1 ст. 4.3 ТР ТС 022/2011).
В силу п. 3.5.1.4 ГОСТа Р 51074-2003 не допускается давать пищевым продуктам наименования, вводящие потребителей в заблуждение относительно природы, идентичности, состава, количества, срока годности или срока хранения, происхождения, метода изготовления пищевого продукта, приписывать особые свойства, в том числе лечебные, которыми продукт не обладает, использовать в наименованиях пищевых продуктов названия продуктов, если они или продукты их переработки не входят в их состав, а также давать одно наименование разным пищевым продуктам.
В соответствии с п. 3.5.1.3 ГОСТа Р 51074-2003 наименования пищевых продуктов должны соответствовать наименованиям, установленным в национальных стандартах РФ в зависимости от производимой продукции (например, «ГОСТ 33336-2015. Межгосударственный стандарт. Вина игристые. Общие технические условия» (введен в действие Приказом Росстандарта от 03.08.2015 № 1036-ст), «ГОСТ 33281-2015. Межгосударственный стандарт. Виски. Технические условия» (введен в действие Приказом Росстандарта от 27.07.2015 № 997-ст), «ГОСТ 33458-2015. Межгосударственный стандарт. Ром. Технические условия» (введен в действие Приказом Росстандарта от 31.08.2015 № 1240-ст)).
Кроме наименования продукции, которое должно соответствовать установленным требованиям, алкогольная продукция может иметь придуманное название, которое включается в наименование и располагается в непосредственной близости от него (п. 1 ст. 4.3 ТР ТС 022/2011).
Согласно ст. 2 ТР ТС 022/2011 придуманное название пищевой продукции – это слово или словосочетание, которые могут дополнять наименование пищевой продукции. Придуманное название пищевой продукции может не отражать ее потребительские свойства и не должно заменять собой наименование пищевой продукции.
Иные требования к придуманному названию не установлены и ограничиваются только фантазией производителя, которая может быть ограничена при обращении производителя с заявкой о регистрации товарного знака. В этом случае заявленное обозначение проверяется на соответствие требованиям ст. 1483 ГК РФ.
Так, не допускается госрегистрация в качестве товарных знаков обозначений, которые представляют собой или содержат элементы:
- являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя;
- противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Подробный порядок действий регистрирующего органа при проверке заявок закреплен следующими НПА:
- Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 482 «Об утверждении Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, Требований к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака, и прилагаемым к ней документам и их форм, Порядка преобразования заявки на государственную регистрацию коллективного знака в заявку на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания и наоборот, Перечня сведений, указываемых в форме свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), форме свидетельства на коллективный знак, формы свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), формы свидетельства на коллективный знак» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 № 38572);
- Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 483 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2015 № 38712);
- Приказом ФГБУ ФИПС от 20.01.2020 № 12 «Об утверждении Руководства по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов» и др.
Действующее законодательство не ограничивает производителя в выборе придуманного названия алкогольной продукции в части использования слов и словосочетаний, содержащих юмор.
Таким образом, название алкогольной продукции может состоять из двух частей. Первая (обязательная) – наименование продукта - должна соответствовать техническим регламентам, а вторая (дополнительная) – придуманное название - может иметь наименование, содержащее юмор. Название алкогольной продукции не может состоять только из придуманного названия.
Примеры записи наименований алкогольной продукции:
- Виски российский «Праздничный аист»;
- Игристое вино полусладкое белое «Как стеклышко».
Автор: Бондарева С.В.
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс
Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс
Задать вопрос