Банк экспертных заключений
Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.
После смены генерального директора организации налоговый орган повторно направил акт выездной налоговой проверки и повторно рассмотрел материалы выездной налоговой проверки, но уже за пределами установленных сроков. При этом этот акт не содержит дополнительной информации по сравнению с первым актом. Можно ли признать такие действия налогового органа недействительным?
Ответ:
С учетом мнения ВС РФ, если повторный акт выездной налоговой проверки не содержит дополнительной информации по сравнению с первым актом, и налоговый орган не проводил дополнительных контрольных мероприятий после направления первого акта и иным образом не ущемлял прав налогоплательщика по причине затягивания сроков, то повторное направление акта выездной налоговой проверки и повторное рассмотрение материалов выездной налоговой проверки признать недействительным не получиться.
Обоснование:
Срок составления акта выездной налоговой проверки установлен п. 1 ст. 100 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ). Акт выездной налоговой проверки составляется в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов.
Акт должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем) в течение пяти дней с даты составления этого акта (п. 5 ст. 100 НК РФ).
В случае уклонения налогоплательщика от получения акта выездной налоговой проверки акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения). При этом в акте выездной налоговой проверки отражается факт уклонения от получения этого акта.
Таким образом, НК РФ не предусматривает повторного вручения акта выездной налоговой проверки по каким-либо основаниям.
Однако, в Определении от 12.11.2019 № 307-ЭС19-20073 по делу № А13-14941/2018 ВС РФ поддержал нижестоящие суды, которые отказал налогоплательщику в признании незаконными действий, выразившихся в повторном вручении акта выездной налоговой проверки, повторном рассмотрении материалов выездной налоговой проверки за пределами отведенных на это процессуальных сроков, и отказал в передаче дела для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.
Отказ был мотивирован тем, что повторное вручение акта проверки, отведение времени на его изучение, приведшее к нарушению срока рассмотрения материалов проверки, совершены в интересах общества в целях предоставления ему возможности осуществить надлежащую защиту своих прав при реализации результатов мероприятия налогового контроля. Кроме того, не было представлены сведения о проведении дополнительных контрольных мероприятий, ином ущемлении прав по причине затягивания сроков.
Таким образом, с учетом мнения ВС РФ, если повторный акт выездной налоговой проверки не содержит дополнительной информации по сравнению с первым актом, и налоговый орган не проводил дополнительных контрольных мероприятий после направления первого акта и иным образом не ущемлял прав налогоплательщика по причине затягивания сроков, то повторное направление акта выездной налоговой проверки и повторное рассмотрение материалов выездной налоговой проверки признать недействительным не получиться.
Автор: Спиридонова Н.А.
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс
Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс
Задать вопрос