Банк экспертных заключений
Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.
Можно ли в типовую форму договора на оказание услуг включить условие о согласии на рассылку рекламы посредством СМС-сообщений?
Ответ:
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросети возможно лишь при согласии абонента. При этом законодатель не определяет, каким образом данное согласие должно быть выражено, а значит согласие на получение рассылки с рекламой может быть выражено в любой форме, главное, чтобы факт получения такого согласие можно было подтвердить В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса РФ, закрепляющей принцип свободы договора, такое согласие возможно отразить в содержании договора.
Обоснование:
Частью 1 статьи 18 Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» установлено, что распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием. Положениями данной нормы законодатель установил прямой запрет на распространение рекламы без согласия абонента.
В соответствии с разъяснениями Пленума ВАС РФ, изложенными в пункте 15 Постановления от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение. Однако Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.
Исходя из данных разъяснений и высказанной позиции законодателя можно сделать вывод о том, что согласие на получение рассылки с рекламой может быть выражено в любой форме, главное, чтобы факт получения такого согласие можно было подтвердить.
В силу положений статьи 421 Гражданского кодекса РФ, устанавливающую принцип свободы договора, такое согласие может быть закреплено и в заключаемом сторонами договоре. При этом во избежании споров о навязывании условий договора, поскольку в указанной вопросе речь идет о типовой форме, в содержании договора рационально предусмотреть возможность абонента как согласиться, так и отказаться от получения такой рассылки, например, путем проставления галочки в соответствующем поле.
Автор: С.А.Савельева
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс
Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс
Задать вопрос