Банк экспертных заключений
Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.
Наша компания по заказу рекламного агентства снимает рекламный ролик с участием известной актрисы. С ней необходимо подписать соглашение на демонстрацию ролика с ее изображением на территории РФ. Актриса подписывает подобное соглашение с заказчиком рекламы или с нашей компанией? Какие условия должно предусматривать такое соглашение?
Ответ:
Согласие на обнародование и дальнейшее использование изображения даётся лицу, с которым заключается договор на участие в съёмках рекламного ролика. Соглашение об использовании изображения гражданина может содержать любые условия такого использования, например, ограничение по сроку, по территории, по способам обнародования.
Обоснование:
Согласно ст. 152.1 ГК РФ обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе видеозаписи) допускаются только с согласия этого гражданина. Такое согласие не требуется в случаях, когда использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах; изображение получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях, за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования; гражданин позировал за плату.
Таким образом, если договором с актрисой предусмотрена плата за её участие в съёмках рекламного ролика, её согласия на распространение рекламного ролика с её изображением не требуется.
На основании п. 1 ст. 1296 ГК РФ исключительное право на произведение, созданные по договору, предметом которого было создание такого произведения (по заказу), принадлежит заказчику, если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком не предусмотрено иное.
Таким образом, если организация снимает рекламный ролик по заказу рекламного агентства, право авторства на рекламный ролик принадлежит компании, а рекламному агентству принадлежит право на его использование, в т.ч. на обнародование. Обнародование произведения представляет собой действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом (п. 1 ст. 1268 ГК РФ).
Согласно п. 4. ст. 1317 ГК РФ при заключении договора о создании аудиовизуального произведения согласие исполнителя на использование исполнения в составе аудиовизуального произведения предполагается. Следовательно, актриса, заключившая безвозмездный договор на свое участие в съёмках рекламного ролика, дала согласие на использование и обнародование ролика со своим участием. Кто получил это согласие зависит от того, с кем заключён договор – с заказчиком рекламы или с её создателем.
Законодательство не ограничивает круг условий, на которых изображение гражданина моет обнародоваться. В п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено: если согласие на обнародование и использование изображения было дано в устной форме либо путем совершения конклюдентных действий, таким согласием охватывается использование изображения в том объеме и в тех целях, которые явствуют из обстановки, в которой оно совершалось.
Автор: Юхаранова М.Г.
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс
Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс
Задать вопрос