Банк экспертных заключений
Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.
Должна ли проводиться заказчиком закупка путем проведения конкурентных процедур услуг у кредитных организаций (банков) по перечислению средств на счета граждан пособий, субсидий и других льгот, если счета в банках выбрали сами граждане?
Ответ:
«Закупка услуг кредитных учреждений по перечислению гражданам пособий и субсидий должна проводиться заказчиком посредством проведения электронного аукциона в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ.» (Письмо Минэкономразвития России от 12.01.2017 № Д28и-34).
«Таким образом, закупки на оказание финансовых услуг заказчик осуществляет путем проведения аукциона в электронной форме, а в случае если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тысяч рублей, то заказчик вправе осуществлять такую закупку путем проведения запроса котировок.
Кроме того, указанные услуги возможно закупить у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе с учетом ограничений, установленных Законом о контрактной системе для таких закупок» (Письмо Минфина России от 29.11.2017 № 24-01-10/79406).
Обоснование:
Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами, установлены ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О защите конкуренции» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды заключают независимо от суммы сделки договоры с финансовыми организациями только по результатам открытого конкурса или открытого аукциона, проводимых в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», для оказания следующих финансовых услуг:
- привлечение денежных средств во вклады (депозиты);
- открытие и ведение банковских счетов, осуществление расчетов по этим счетам;
- доверительное управление ценными бумагами;
- негосударственное пенсионное обеспечение.
Учитывая приведенные нормы законодательства, автономные учреждения являются заказчиками и обязаны осуществлять закупки в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ, в следующих случаях:
- закупки осуществляются за счет средств, полученных из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной или муниципальной собственности (ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ);
- государственные или муниципальные заказчики передали указанным лицам свои полномочия на осуществление закупок на безвозмездной основе на основании соглашений (ч. 6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).
В первом случае к закупкам не применяются положения Закона № 44-ФЗ, касающиеся особенностей исполнения контрактов (ч. 1 ст. 1, ч. 4 ст. 15 Закона № 44).
Такой позиции придерживается Минфин России в Письме Минфина России от 01.12.2017 № 24-02-07/80566.
Федеральный закон № 44-ФЗ не применяется к отношениям, перечисленным в ч.2 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и является закрытым перечнем. При этом, оказание финансовых услуг к таким отношениям не относится.
«Таким образом, заказчиками при осуществлении закупок товаров, работ, услуг подлежит применению Закон о контрактной системе, за исключением случаев, прямо установленных данным законом.
На основании изложенного при заключении договора на оказание финансовых услуг заказчики обязаны руководствоваться положениями Закона о контрактной системе» (Письмо Минфина России от 29.11.2017 № 24-01-10/79406).
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии со способами, установленными ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Кроме этого, согласно ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:
- существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
- критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р (ред. от 12.02.2018), в котором под кодом 64 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) указаны «Услуги финансовые, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению».
«Таким образом, закупка услуг кредитных учреждений по перечислению гражданам пособий и субсидий должна проводиться заказчиком посредством проведения электронного аукциона в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ» (Письмо Минэкономразвития России от 12.01.2017 № Д28и-34).
Аналогичная позиция высказывалась Минэкономразвития России ранее (Письмо Минэкономразвития России от 08.07.2015 № Д28и-2046).
«Таким образом, закупки на оказание финансовых услуг заказчик осуществляет путем проведения аукциона в электронной форме, а в случае если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тысяч рублей, то заказчик вправе осуществлять такую закупку путем проведения запроса котировок.
Кроме того, указанные услуги возможно закупить у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе с учетом ограничений, установленных Законом о контрактной системе для таких закупок» (Письмо Минфина России от 29.11.2017 № 24-01-10/79406).
Автор: При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс
Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс
Задать вопрос