Банк экспертных заключений
Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.
Какая ответственность грозит государственному бюджетному учреждению г. Москвы, заключившего государственный контракт на условиях 100% предоплаты?
Ответ:
За утверждение конкурсной документации, не соответствующей требованиям нормативных актов г. Москвы государственное бюджетное учреждение может получить предписание об устранении нарушений законодательства. В случае невыполнения требований предписания должностные лица учреждения могут быть привлечены к административной ответственности. Кроме того, сделка, нарушающая норму закона, может быть признана недействительной.
Обоснование:
Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно положениям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» бюджетные учреждения осуществляют закупки товаров, работ и услуг в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно ч. 3 ст. 2 Закона № 44-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией принимают правовые акты, регулирующие отношения в сфере обеспечение государственных нужд.
По общему правилу контракт в обязательном порядке должен содержать условие о порядке оплаты товара, работы или услуги (ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). При этом Закон № 44-ФЗ не содержит каких-либо ограничений на включение в государственный контракт условия о внесении заказчиком аванса.
Однако Постановлением Правительства Москвы от 31.12.2008 № 1229-ПП установлены пределы авансовых платежей, уплачиваемых государственными учреждениями при заключении государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в зависимости от видов товаров, работ, услуг. По общему правилу, согласно указанному Постановлению, государственные заказчики вправе предусматривать авансовые платежи в размере до 20 % от суммы контракта, но не более 20 % принятого обязательства, подлежащего исполнению за счет средств бюджета города Москвы в текущем финансовом году.
Таким образом, государственное бюджетное учреждение г. Москвы при осуществлении закупки, если предметом договора не являются товары (работы, услуги), поименованные в п.п. 1.1-1.4.2 Постановления № 1229-ПП, не вправе предусматривать в конкурсной документации условие о 100 % предоплате.
Нарушение этого требования может послужить основанием для получения заказчиком предписания об устранении нарушений законодательства со стороны территориальных органов Федеральной антимонопольной службы (п. 1 Постановления Правительства РФ от 07.04.2004 № 189) и Главного контрольного управления города Москвы (Постановление Правительства Москвы от 11.03.2014 № 112-ПП) на основании п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В случае, если требование указанного предписания не будет выполнено, должностные лица государственного бюджетного учреждения могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ч. 1.7 ст. 7.30 КоАП РФ виде штрафа в размере 30 тысяч рублей.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом понимается лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).
Если же государственному бюджетному учреждению г. Москвы удастся заключить контракт с условием о 100 % предоплате, он может быть признан судом недействительным по иску заинтересованного лица как сделка, нарушающая требования закона (ст. 166 ГК РФ).
Каждая из сторон недействительной сделки обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость (ст. 167 ГК РФ).
Автор: Юхаранова М.Г.
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс
Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс
Задать вопрос