Банк экспертных заключений
Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.
В договоре поставки товара и в паспорте производителя указан гарантийный срок на товар 6 месяцев. Вправе ли производитель товара указать такой срок? В случае если товар за пределами 6 месяцев в какой-то момент перестал работать и экспертиза показала, что товар перестал работать по вине производителя, какую ответственность несет этом случае производитель?
Ответ:
Производитель товара вправе установить любой гарантийный срок на произведённый им товар по своему усмотрению.
Если недостатки товара обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю, продавец несет ответственность, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.
По истечении двухлетнего срока в пределах срока исковой давности покупатель вправе взыскать с продавца убытки, которые он понёс в связи с ненадлежащим качеством товара.
Обоснование:
По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК РФ).
Исход из положений ст. 470 и п. 3 ст. 477 ГК РФ гарантийный срок – это срок, в течение которого поставщик обязуется обеспечить соответствие качества товара условиям договора либо его пригодность для целей, для которых товары такого рода обычно используются, и несет ответственность перед покупателем за выявленные недостатки товара.
Согласно п. 2 ст. 470 ГК РФ стороны вправе определить любой срок действия гарантии качества товара, и действующее законодательство не устанавливает ограничений по его продолжительности. Однако, если гарантийный срок не определён сторонами договора или составляет менее двух лет, покупатель все равно сможет предъявить требования в связи с недостатками товара, обнаруженными по окончании данного срока, но в пределах двух лет с момента передачи товара (п. 5 ст. 477 ГК РФ)
Гарантийный срок исчисляется с момента передачи товара покупателю (как правило, с момента подписания акта приема-передачи), однако стороны вправе определить в договоре иной момент, с которого начинает течь гарантийный срок (п. 1 ст. 471 ГК РФ).
На основании п. 1 ст. 518 ГК РФ покупатель, которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ: соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения своих расходов на устранение недостатков товара; возврата уплаченной за товар денежной суммы; замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Ст. 483 ГК РФ устанавливает сроки извещения продавца покупателем о выявленных недостатках товара, в том числе и о ненадлежащем его качестве. Если такой срок не определен договором, покупатель обязан известить продавца о нарушении условий договора о качестве товара в разумный срок после того, как это должно было быть обнаружено исходя из характера и назначения товара. При этом судебная практика подтверждает, что предъявить претензии в связи с некачественностью товара покупатель вправе и за пределами гарантийного срока в течении срока исковой давности (3 года).
Так, например, ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 26.01.2011 по делу № А03-3450/2010 указал, что обращение покупателя к продавцу после истечения гарантийного срока, но в пределах срока исковой давности, с требованием о взыскании убытков, вызванных ненадлежащим качеством товара, недостатки которого обнаружены в пределах гарантийного срока, правомерно, поскольку положения ст. 477 ГК РФ устанавливают сроки обнаружения недостатков, а не сроки на предъявление требования, в связи с чем, обращение покупателя к продавцу после истечения гарантийного срока, не лишает его права на судебную защиту.
Таким образом, в случае, если недостаток товара (несоответствие его качества условиям договора) обнаружен после истечения гарантийного срока, но в пределах 2 лет с момента передачи товара, покупатель вправе предъявить требования, перечисленные в ст. 457 ГК РФ. В случае, если истёк и 2-годичный срок, но не истёк срок исковой давности, покупатель вправе в судебном порядке взыскать с продавца убытки, понесённые им в связи с ненадлежащим качеством товара.
Автор: Юхаранова М.Г.
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс
Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс
Задать вопрос