Банк экспертных заключений
Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2014г., в которой заявлена к возмещению сумма налога, для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов Обществом, налоговым органом проведен осмотр юридического адреса Общества без участия лица, в отношении которого проводилась камеральная проверка. При этом руководитель организации не был извещен о проведении осмотра. Осмотр оформлен протоколом осмотра территорий, помещений, документов, предметов по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@. Указанный протокол положен в основу доказательственной базы неправомерного заявления НДС к возмещению, так как Общество не располагает складскими помещениями и не могло осуществлять приобретение и дальнейшую реализацию материальных ценностей. Правомерны ли действия налогового органа по проведению осмотра в рамках камеральной налоговой проверки?
Ответ:
До 01.01.2015г. проведение осмотра юридического адреса в рамках камеральной налоговой проверки организации неправомерно.
Обоснование:
Права налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля предусмотрены в ст.31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Так, пп.6 п.1 ст.31 НК РФ установлено, что в порядке, предусмотренном ст.92 НК РФ, налоговые органы вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения помещения и территории независимо от места их нахождения.
В соответствии с п. 1 ст.92 НК РФ должностное лицо налогового органа вправе производить осмотр территорий, помещений документов и предметов налогоплательщика в период проведения в отношении этого налогоплательщика выездной налоговой проверки. При этом, доступ на территорию или в помещение налогоплательщика должностных лиц осуществляется при предъявлении ими служебных удостоверений и решения о проведении выездной налоговой проверки данного налогоплательщика (п. 1 ст. 91 НК РФ).
Из норм п.2 ст.92 НК РФ следует, что осмотр вне рамок выездной налоговой проверки возможен только документов и предметов, при условии, что они были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.
Проведение осмотра территорий и помещений вне рамок выездной налоговой проверки налоговым законодательством не предусмотрено. На это указала и ФНС России в своем письме от 29.12.2012 №АС-4-2/22690 «О налоговых проверках». Ранее на это указывал и Минфин России (Письмо от 30.11.2011 № 03-02-07/1-411).
Судебная практика по данному вопросу сложилась неоднозначная. Некоторые суды указывают, что у налогового органа отсутствуют полномочия на проведение осмотра в ходе камеральной проверки, в связи с чем протокола осмотра помещений не могут служить в качестве допустимого доказательства совершения налогового правонарушения (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 29.05.2012 по делу № А05-10400/2011, ФАС Центрального округа от 28.12.2011 по делу № А08-2014/2011). Другие суды указывают, что проведение в ходе камеральной налоговой проверки осмотра не нарушает права налогоплательщика, налоговое законодательство РФ не запрещает проводить осмотр вне рамок выездных проверок (Постановления ФАС Центрального округа от 10.06.2013 по делу № А36-6770/2012, ФАС Волго-Вятского округа от 17.01.2012 по делу № А29-2000/2011).
Однако 30.07.2013г. вышло Постановление Пленума ВАС РФ № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», в котором суд указал, что осмотр помещений и территорий налогоплательщика не может быть самостоятельной формой налогового контроля и осуществляться вне рамок выездной налоговой проверки.
Кроме того, есть решения арбитражных судов, которые указывают на то, что проведение осмотра без извещения налогоплательщика является неправомерным, так как в соответствии с п.3 ст.92 НК РФ при проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 16.09.2010 № Ф03-6398/2010 по делу № А37-2315/2009, ФАС Поволжского округа от 19.08.2010 по делу № А65-31775/2009, ФАС Московского округа от 19.08.2009 № КА-А41/8084-09 по делу № А41-11538/08.
Также необходимо иметь в виду, что Федеральным законом от 28.06.2013г. №134-ФЗ внесены изменения в ст.92 НК РФ, согласно которым установлено право налоговых органов проводить осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов в рамках камеральной проверки декларации по НДС, если данная декларация представлена с заявленной суммой налога к возмещению (п.10 ст.10 Федерального закона №134-ФЗ).
Данные изменения вступят в силу с 01.01.2015г.
Следовательно, до 01.01.2015г. проведение осмотра юридического адреса в рамках камеральной налоговой проверки организации неправомерно.
Автор: И.В. Разумова
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс
Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс
Задать вопрос