Банк экспертных заключений
Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.
Российская организация (заказчик) и казахстанский ИП (исполнитель) заключили договор об оказании услуг, по которому ИП приглашает визажиста, который наносит макияж клиентам магазина заказчика на территории Казахстана; создает и публикует видео с целью анонсирования бьюти-дней с участием визажиста в своем аккаунте. Возникают ли у российской организации обязанности налогового агента по НДС, если она выплачивает вознаграждение ИП?
Ответ:
Перечисленные в вопросе услуги могут быть признаны рекламными. В таком случае место их реализации для целей НДС будет определяться по месту осуществления деятельности заказчика (РФ) и у российской организации возникают обязанности налогового агента по НДС.
Если услуги не являются рекламными, местом их реализации территория РФ не признается и у российского покупателя обязанности налогового агента не возникает. Во избежание налоговых рисков целесообразно обратиться за разъяснением в налоговые органы.
Обоснование:
Порядок взимания НДС при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) установлен положениями Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор) и Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение № 18 к Договору) (далее - Протокол).
Место реализации работ (услуг) определяется по месту исполнителя работ (услуг), в случае если работы (услуги) не поименованы в пп. 1 - 4 п. 29 Протокола (пп. 5 п. 29 Протокола, Письмо Минфина России от 11.04.2025 № 03-07-03/36681).
Поскольку перечисленные в вопросе услуги не поименованы в пп. 1 - 4 п. 29 Протокола, место реализации этих услуг для целей исчисления НДС определяется согласно пп. 5 п. 29 Протокола, то есть по месту нахождения исполнителя услуг (Казахстан).
Поскольку местом реализации рассматриваемых услуг территория РФ не признается, обязанности налогового агента по НДС при их приобретении у российского покупателя не возникает.
Однако при этом стоит учитывать, что, если оказываемые казахстанским индивидуальным предпринимателем услуги относятся к рекламным, при оказании указанных услуг место их реализации для целей НДС определяется по месту осуществления деятельности заказчика. В таком случае российская организация - заказчик будет являться налоговым агентом по НДС (п. п. 1, 2 ст. 161 Налогового кодекса РФ, пп. 4 п. 29 Протокола). Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон № 38-ФЗ) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (п. 2 ст. 3 Закона № 38-ФЗ).
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи (п. 3 ст. 3 Закона № 38-ФЗ).
Если в рассматриваемой ситуации услуги будут оказываться неограниченному кругу лиц (то есть не определенным лицам, а произвольно), то можно говорить о том, что оказываются рекламные услуги. Тогда оказываемые индивидуальным предпринимателем услуги будут являться рекламой услуг визажиста, который наносит макияж клиентам магазина, мероприятия - бьюти-дней с участием визажиста.
Если данные услуги будут являться рекламными, то место их реализации для целей НДС определяется по месту осуществления деятельности заказчика и у российской организации возникают обязанности налогового агента по НДС.
Если перечисленные в вопросе услуги не являются рекламными, местом их реализации территория РФ не признается и у российской организации обязанностей налогового агента не возникает. Во избежание налоговых рисков целесообразно обратиться за разъяснением в налоговые органы.
Автор: Пшеничная Е.В.
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс
Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс
Задать вопрос
