Банк экспертных заключений
Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.
Последствия для бизнеса в случае смерти ИП
Ответ:
Специалист ФНС России разъясняет вопросы госрегистрации, применения ККТ, уплаты транспортного, земельного налогов и налога на имущество физлиц, а также использования электронной подписи в случае смерти ИП.
Обоснование:
Свой ответ специалист обосновывает следующим образом.
1. Согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке.
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также при прекращении ими деятельности в этом качестве, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ).
Федеральным законом № 129-ФЗ установлен заявительный порядок государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
В случае смерти физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, государственная регистрация такого лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента его смерти (пункт 10 статьи 22.3 Федерального закона № 129-ФЗ).
2. В соответствии с пунктом 18 статьи 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника снимается налоговыми органами с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии такой контрольно-кассовой техники с регистрационного учета в случае внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В случае снятия контрольно-кассовой техники налоговыми органами с регистрационного учета в одностороннем порядке регистрация указанной контрольно-кассовой техники может быть осуществлена в соответствии с порядком, установленным пунктами 1 - 3 статьи 4.2 Федерального закона № 54-ФЗ.
3. Порядок исчисления и уплаты транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц регулируется соответственно главами 28, 31, 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса (часть 1 статьи 357 Кодекса).
Налогоплательщиками земельного налога признаются лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (абзац первый пункта 1 статьи 388 Кодекса).
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса (статья 400 Кодекса).
В соответствии с пунктом 5 статьи 83 Кодекса постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами и лицами, указанными в статье 85, пунктах 3.1 и 3.4 статьи 362, пункте 4.1 статьи 382, пункте 2.1 статьи 408 Кодекса, пункте 6 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 85 Кодекса органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны сообщать о выдаче свидетельств о праве на наследство в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено Кодексом.
В отношении земельного участка и недвижимого имущества, перешедших по наследству, налоги исчисляются начиная со дня открытия наследства (пункт 8 статьи 396, пункт 7 статьи 408 Кодекса).
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 44 Кодекса обязанность по уплате налогов прекращается со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного в случае смерти физического лица, которому ранее было направлено налоговое уведомление, указанная в налоговом уведомлении и неисполненная в установленный срок обязанность по уплате налогов прекращается.
Данный вывод не относится к уплате задолженности по налогам на имущество умершего лица либо лица, объявленного умершим. Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 44 Кодекса такая задолженность погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя.
4. В соответствии со статьей 17 Гражданского кодекса Российской Федерации способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. При этом правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
В силу положений статей 14 и 17 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее - Федеральный закон № 63-ФЗ) владельцем квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи является конкретное физическое лицо (за исключением сертификатов электронной подписи, применяемой для автоматического создания (проверки) электронной подписи в информационных системах).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 12 Федерального закона № 63-ФЗ электронная подпись создается только после подтверждения операции по ее созданию подписывающим электронный документ лицом, то есть лицом, являющимся владельцем сертификата ключа проверки соответствующей электронной подписи. При этом положения части 1 статьи 10 Федерального закона № 63-ФЗ не предусматривают передачу владельцем права использования своей квалифицированной электронной подписи третьим лицам, что также подтверждается судебной практикой (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2021 по делу № А06-4411/2020).
При этом в соответствии с пунктом 1 части 6.1 статьи 14 Федерального закона № 63-ФЗ удостоверяющий центр вправе аннулировать сертификат ключа проверки электронной подписи в случаях, если не подтверждено, что владелец сертификата владеет ключом электронной подписи, соответствующим ключу проверки электронной подписи, указанному в таком сертификате.
Учитывая вышеизложенное, а также исходя из основных принципов использования электронной подписи (использования электронной подписи в том числе для определения лица, подписывающего электронный документ), применение квалифицированной электронной подписи после смерти лица, являющегося владельцем соответствующего сертификата ключа ее проверки, невозможно.
В соответствии со статьей 26 Кодекса налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через уполномоченного представителя, осуществляющего свои полномочия на основании доверенности, оформленной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
В частности, абзацем вторым пункта 3 статьи 29 Кодекса установлено, что уполномоченный представитель налогоплательщика - индивидуального предпринимателя осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности, либо доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством, или доверенности в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью доверителя (при ее наличии).
Согласно пункту 5 статьи 80 Кодекса и пункту 2 статьи 17.3 Федерального закона № 63-ФЗ уполномоченный представитель индивидуального предпринимателя, на которого оформлена соответствующая доверенность, может осуществлять электронный документооборот с налоговыми органами от лица такого индивидуального предпринимателя, используя для подписания отчетности только свою квалифицированную электронную подпись.
Автор: Бондарева С.В.
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс
Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс
Задать вопрос