Банк экспертных заключений
Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.
Поставщик услуг сообщил, что переходит на электронный документооборот и предлагает обмениваться счетами-фактурами и актами в электронном виде. Обязана ли организация подключиться к электронному документообороту, или может по-прежнему обмениваться документами на бумажном носителе?
Ответ:
Организация не обязана подключаться к электронному документообороту, это ее право. Составление документов в электронном виде осуществляется по взаимному согласию сторон сделки.
Кроме того, даже при наличии указанного соглашения организация вправе составлять документы на бумажном носителе.
Обоснование:
В соответствии с п.5 ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон №402-ФЗ) первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулирует Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (Закон №63-ФЗ) (Письмо Минфина России от 25.12.2012 № 03-03-06/2/139).
Согласно ст. 6 Закона №63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью (далее - неквалифицированная электронная подпись), признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.
Согласно п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронном виде. Счета-фактуры составляются в электронном виде по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у указанных сторон совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур в соответствии с установленными форматами и порядком.
По разъяснениям Минфина России, данным в Письме от 01.08.2011 № 03-07-09/26 формулировка «по взаимному согласию сторон сделки» означает добровольность применения электронной формы составления и выставления счета-фактуры.
При этом способ выражения взаимного согласия сторон сделки на составление счета-фактуры в электронном виде НК РФ не регулирует.
По его мнению, такое согласие может быть оформлено с учетом применяемых в предпринимательской деятельности правил поведения (обычаев делового оборота), в том числе посредством обмена документами, без составления одного документа, подписанного сторонами, выполнения действий, свидетельствующих о согласии на составление счетов-фактур в электронном виде, и т.п.
Таким образом, положения п.5 ст.9 Закона №402-ФЗ и ст.169 НК РФ закрепляют за налогоплательщиком право, а не обязанность по составлению в электронном виде первичных документов и счетов-фактур.
Кроме того, в Письме от 12.09.2013 № 03-07-09/37682 Минфин России отметил, что наличие между сторонами сделки соглашения об электронном документообороте в части счетов-фактур не препятствует выставлению счетов-фактур на бумажном носителе.
Аналогичные разъяснения даны в Письме ФНС России от 17.06.2013 №ЕД-4-3/10769. ФНС России также отметила, что при этом одновременное (повторное) выставление счета-фактуры в электронном виде не производится.
Автор: Разумова И.В.
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс
Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс
Задать вопрос