Банк экспертных заключений
Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.
В организации проходит выездная налоговая проверка. Проверяющие из ИФНС запросили пакет документов. Однако, после вручения требования о представлении пакета документов, проверка была приостановлена. Обязана ли организация представлять документы, запрошенные проверяющими до приостановления налоговой проверки?
Ответ:
Налогоплательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены до момента приостановления проверки, при этом приостановление проверки на исчисление срока представления документов, по уже выставленному требованию не влияет.
Обоснование:
В соответствии с п. 1 ст. 30 Налогового Кодекса РФ (далее – НК РФ) налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.
Согласно п.п. 1 и 2 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе проводить в порядке, установленном НК РФ, налоговые проверки. Также, налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика и налогового агента документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.
В пп. 6 п. 1 ст. 23 определено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (п. 2 ст. 93 НК РФ).
Согласно п. 3 ст. 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (20 дней - при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования.
В соответствии с п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
В п. 9 ст. 89 НК РФ определено, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки по основаниям, предусмотренным п. 9 ст. 89 НК РФ.
При этом абз. 9 п. 9 ст. 89 НК РФ установлено, что на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.
Вместе с тем, Пленум ВАС РФ в п. 26 Постановления от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", указал, что налогоплательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены до момента приостановления проверки.
Таким образом, налоговое законодательство не содержит положений, освобождающих налогоплательщика в случае приостановления выездной налоговой проверки от обязанности представления ранее запрошенных и не представленных к моменту приостановления проведения выездной налоговой проверки документов.
Данный вывод подтверждается судебной практикой.
В постановлении АС Восточно-Сибирского округа от 14.06.2018 г. № А10-3056/2014 рассматривался спор, суть которого следующая.
В ходе выездной проверки, ИФНС запросила у организации пакет документов. Через несколько дней проверка была приостановлена. Срок, отведенный на представление документов, истек в периоде приостановления проверки. Организация решила, что в сложившейся ситуации не должна направлять документы в указанный в требовании срок, и представила запрошенные документы только после возобновления проверки.
Проверяющие из ИФНС заявили, что в случае приостановления выездной проверки налогоплательщик не освобождается от обязанности представить ранее запрошенные документы. Так как документы были представлены с опозданием, ИФНС привлекла организацию к ответственности на основании п. 1 ст. 126 НК РФ.
В рассматриваемом споре суд встал на сторону налоговиков, сославшись на положения п. 26 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, в котором указано, что налогоплательщик обязан представить проверяющим те документы, которые были запрошены у него до момента приостановления проверки. В связи с те, что требование налоговиков было исполнено с опозданием, ИФНС оштрафовало организацию правомерно.
Учитывая изложенное, полагаем, налогоплательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены до момента приостановления проверки, при этом приостановление проверки на исчисление срока представления документов, установленного статьей 93 НК РФ, по уже выставленному требованию не влияет.
Автор: Чернышева Л.Б.
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс
Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс
Задать вопрос