Банк экспертных заключений
Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.
Выставки: участвуем и учитываем
Ответ:
О бухгалтерском учете расходов на участие компании в выставке
Обоснование:
И.В. Кравченко, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению
Одним из способов прорекламировать товар и найти новых клиентов является участие в выставках.
Однако обходятся такие мероприятия недешево.
Компаниям приходится оплачивать целый комплекс расходов - начиная от аренды места в выставочном зале и заканчивая изготовлением сувенирной продукции.
Бесплатное угощение для гостей на выставке
Организация с целью рекламы своего товара (не продуктов питания) принимает участие в выставке, круг посетителей которой не ограничен. Для привлечения внимания к стенду компания планирует воспользоваться услугами кейтеринговой организации, которая должна будет обеспечить гостей закусками.
Можно ли учесть в расходах при исчислении налога на прибыль затраты на услуги кейтеринга (питание и обслуживание)?
Если да, то в составе каких расходов: рекламных, представительских или иных?
- Да, эти затраты могут быть учтены в налоговых расходах, но только при соблюдении определенных условий. О каких условиях идет речь и в состав каких расходов следует включать затраты на организацию фуршета, поясняет специалист Минфина.
Учет расходов на организацию фуршета на выставке
БАХВАЛОВА Александра Сергеевна. Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса
- НК РФ не устанавливает конкретный перечень расходов на участие в выставках. Поэтому, учитывая положения ст. 3 НК РФ о том, что все неустранимые сомнения трактуются в пользу налогоплательщика, расходы на организацию фуршета для привлечения посетителей к стенду можно включить в состав рекламных расходов, связанных с участием в выставочных мероприятиях.
Однако, если организация, которая не занимается производством или реализацией продуктов питания, отразит затраты на фуршет в составе расходов на рекламу, ей нужно будет подготовить для налоговых органов обоснование необходимости такого мероприятия. Так как все расходы налогоплательщика, в том числе и рекламные, должны быть экономически обоснованны и направлены на получение прибыли <1>.
Таким образом, затраты на услуги кейтеринга вы вправе учесть в полном объеме в составе рекламных расходов. Все бы ничего, но экономически обосновать такие затраты довольно сложно. Поэтому есть риск возникновения споров с налоговиками, которые обращают пристальное внимание на учет подобных расходов и их экономическое обоснование. Но если вы, например, сможете подтвердить, что итогом таких трат стал рост динамики продаж с прежними клиентами или были заключены новые договоры, при возникновении налогового спора это повысит ваши шансы отстоять свою позицию.
Оплата части расходов на участие в выставке третьим лицом
Наша организация принимала участие в выставке, в рамках которой были понесены расходы на изготовление, монтаж и аренду стенда. Аренду места в выставочном зале оплатила за нас российская материнская компания.
Вправе ли мы учесть затраты на участие в выставке, понесенные нашей компанией, при условии оплаты выставочной площади третьим лицом? Нужно ли нам стоимость оплаченной за нас аренды включать в состав внереализационных доходов? Сможет ли материнская компания учесть ее в расходах?
- Хоть налоговики и трактуют понятие «расходы на участие в выставках» довольно узко, но против учета затрат на изготовление, монтаж и аренду стенда в составе налоговых расходов они ничего не имеют <2>.
Поэтому списывайте такие затраты в полном объеме, включая их в состав прочих расходов, но только при наличии оправдательных документов. При этом тот факт, что аренду выставочной площади оплачивает материнская компания, на учет ваших расходов никак не влияет.
Так как требования о том, что учесть затраты на участие в выставке в «прибыльных» расходах можно только в случае, если все они полностью оплачены вашей компанией и никем больше, нигде нет.
А вот стоимость аренды выставочной площади, оплаченную материнской компанией, придется включить в доходы. В НК РФ прямо прописано, что в состав внереализационных доходов нужно включать доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ <3>. Применить льготу, предусматривающую исключение из базы по налогу на прибыль имущества, полученного от материнской компании, доля участия которой в уставном капитале дочерней компании превышает 50%, нельзя <4>. Ведь как указывает Минфин, в этой норме прямо говорится о безвозмездном получении имущества, а не услуг <5>.
Что же касается материнской компании, то она затраты на оплату аренды вряд ли сможет учесть в налоговых расходах.
По мнению Минфина, расходы, понесенные в интересах дочерних организаций, не могут быть признаны экономически обоснованными <6>. В то же время имеются судебные акты, в которых суды придерживаются иной позиции <7>. По их мнению, материнская организация напрямую заинтересована в экономических результатах деятельности дочерней компании, а значит, расходы, понесенные в ее пользу, оправданны.
НДС при регистрации на зарубежной выставке и оплате места в выставочном зале
Для участия в международной выставке, проходящей в Германии, российской компании нужно уплатить иностранному контрагенту (организатору выставки), не состоящему на учете в налоговых органах РФ, регистрационный взнос и оплатить аренду выставочной площади. Будет ли российская организация выступать налоговым агентом по НДС в такой ситуации?
- Ответ на вопрос зависит от того, признается ли территория РФ местом реализации этих услуг <8>. Так, в перечне услуг, местом реализации которых признается место нахождения покупателя услуг, регистрация организации в качестве экспонента выставки не поименована <9>. К рекламным услугам ее тоже отнести нельзя, так как сама по себе регистрация участников не соответствует понятию рекламных услуг. Ведь она не направлена на распространение информации об участнике выставки или о его товарах (работах, услугах).
Значит, определять место оказания услуг следует по месту ведения деятельности продавца услуг <10>. А поскольку он ведет свою деятельность за пределами территории РФ, у российской организации при оплате услуг по регистрации не возникает обязанностей налогового агента. Так же считает и Минфин <11>.
А вот с оплатой аренды выставочной площади все не так просто.
Дело в том, что ранее Минфин высказывал два абсолютно противоположных мнения в отношении необходимости исполнения обязанностей налогового агента по НДС при оплате места в выставочном зале.
Позиция 1. Аренда выставочных площадей относится к рекламным услугам, так как она носит вспомогательный характер и является составной частью услуги по организации участия в выставке.
Место реализации рекламных услуг определяют по местонахождению покупателя, соответственно, нужно исполнять обязанности налогового агента <12>.
Позиция 2. Аренда выставочных площадей - это услуга, связанная с использованием объектов недвижимости. А услуги по аренде недвижимого имущества, находящегося за пределами территории РФ, российским НДС не облагаются, соответственно, у российской компании обязанностей налогового агента не возникает <13>.
О том, от чего зависит применение той или иной позиции, мы спросили у специалиста ФНС.
НДС при оплате аренды выставочной площади на зарубежной выставке
ДУМИНСКАЯ Ольга Сергеевна. Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
- Возникновение обязанностей налогового агента по НДС зависит от того, как составлен договор на аренду выставочной площади, заключенный между российской и иностранной компаниями.
Если предметом договора является предоставление российской компании недвижимости в аренду, то место реализации услуг определяется по месту нахождения недвижимого имущества <14>.
Если же по условиям договора иностранная компания оказывает услуги по организации выставки и в рамках этого же договора предоставляется выставочная площадь, то такие услуги будут являться рекламными, место реализации которых следует определять по месту нахождения покупателя <15>.
Расходы на участие в выставке в налоговом учете
Организация участвует в выставке с целью привлечения потенциальных клиентов к своей продукции. Она заплатила регистрационный взнос, оплатила аренду выставочной площади и стенда. Помимо этого, была изготовлена сувенирная продукция (ручки, блокноты, календари) с логотипом компании для распространения среди посетителей выставки.
Можно ли в налоговых расходах учесть все эти затраты в полной сумме?
- Кодекс не расшифровывает, что именно следует понимать под «расходами на участие в выставках». Но это не значит, что все затраты, понесенные в рамках подобного мероприятия, можно учесть в «прибыльных» расходах в полном объеме. Их нужно разделять на расходы:
- ненормируемые - непосредственно связанные с участием в выставке;
- нормируемые - на иные виды рекламы.
По мнению налоговиков, к расходам на участие в выставке можно отнести только те затраты, без которых участие организации именно в этом мероприятии было бы невозможным <16>. Регистрационный взнос и оплата стоимости выставочной площади и стенда как раз относятся к таким расходам. Поэтому их можно не нормировать и списать в налоговом учете в полной сумме.
А вот раздачу сувениров с логотипом, товарным знаком, другой символикой организации следует учитывать в составе нормируемых расходов <17>. Налоговики считают, что сувенирную продукцию в принципе можно использовать не только на конкретной выставке. Значит, ее стоимость нельзя включать в расходы на участие в выставочных мероприятиях, а следует относить к расходам на иные виды рекламы - нормируемым.
Общая сумма нормируемых расходов не должна превышать 1% выручки от реализации за отчетный (налоговый) период, в котором они были произведены <18>.
Командировка на выставку
Для участия в выставке компания направила в командировку трех сотрудников, выплатив им суточные, оплатив проезд и проживание.
Как правильно списать эти расходы? Как рекламные или как прочие?
- Затраты, прямо поименованные в соответствующих статьях НК РФ, учитываются по правилам, предусмотренным в этих статьях.
Хотя работники и были командированы для участия в выставке, при налогообложении прибыли оплату стоимости проезда, проживания и суточные нужно учесть в прочих расходах как затраты на командировку <19>. Разумеется, не забыв подтвердить их оправдательными документами (авансовым отчетом, чеками ККТ, билетами, счетами из гостиниц и др.).
Бухучет расходов на участие в выставке
Организация планирует участвовать в выставке с целью продвижения собственных товаров и рекламирования своей деятельности. Доставку на выставку и с выставки, монтаж и демонтаж выставочных образцов (мебели) осуществляет специализированная организация. Как отразить в бухучете расходы на услуги сторонней компании? К какому виду расходов их можно отнести?
- Поскольку цель участия в выставке - реклама собственной продукции, расходы на доставку, монтаж и демонтаж мебели будут признаваться рекламными. А такие затраты в бухучете формируют расходы по обычным видам деятельности <20>. Поэтому принимайте их к учету в том отчетном периоде, к которому они относятся.
Справка. Порядок учета расходов на аренду выставочной площади, различного выставочного оборудования (витрин, осветительных приборов), оформление стендов аналогичен описанному выше. Расходы отражаются на дату подписания акта.
--------------------------------
<1> ст. 252 НК РФ
<2> п. 4 ст. 264 НК РФ; Письмо УМНС по г. Москве от 15.12.2003 № 23-10/4/69784
<3> п. 8 ст. 250 НК РФ
<4> подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ
<5> Письмо Минфина от 17.03.2008 № 03-03-06/1/183
<6> Письма Минфина от 06.10.2010 № 03-03-06/1/637, от 13.01.2009 № 03-03-06/2/3
<7> Постановления ФАС МО от 06.04.2012 № А40-76905/11-91-329, от 26.01.2009 № КА-А40/13294-08
<8> ст. 148 НК РФ
<9> подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ
<10> подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ
<11> Письмо Минфина от 30.03.2006 № 03-04-03/08
<12> Письма Минфина от 26.03.2008 № 03-07-08/69, от 15.03.2006 № 03-04-08/62
<13> подп. 1, 2 п. 1 ст. 148 НК РФ; Письмо Минфина от 14.10.2009 № 03-07-08/205
<14> подп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ
<15> подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ
<16> Письма УФНС по г. Москве от 19.11.2004 № 26-12/74944; УМНС по г. Москве от 15.12.2003 № 23-10/4/69784; УМНС по Московской области от 20.10.2004 № 06-21/18767
<17> абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ; Письмо УФНС по г. Москве от 30.04.2008 № 20-12/041966.2
<18> п. 4 ст. 264 НК РФ
<19> подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ
<20> пп. 5, 7 ПБУ 10/99
Полный текст статьи опубликован в журнале «Главная книга», № 17, 2018
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс
Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс
Задать вопрос