
Новости
Спецоценка и переезд в новый офис
Переезд организации в другой офис всегда связан с вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест и как следствие является основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда на указанных рабочих местах.
Законом № 426-ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) в 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда на рабочем месте, или проще – спецоценка.
Специальная оценка условий труда заключается в том, что приглашенная работодателем независимая специализированная организация проводит анализ состояния условий труда на заранее определенных рабочих местах с целью выявления на них вредных и (или) опасных производственных факторов, оценки уровня их воздействия на работника и определения степени отклонения полученных значений от установленных нормативов, а также с целью оценки эффективности применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).
Согласно ч. 6 ст. 209 Трудового кодекса РФ рабочим признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Специальная оценка в порядке, установленном Законом № 426-ФЗ, проводится на рабочих местах всех сотрудников, за исключением (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ):
- надомников;
- дистанционных работников;
- работников, которые трудятся у работодателей − физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Также специальная оценка условий труда не может быть проведена на вакантном рабочем месте. Такие разъяснения дал Минтруд России в письме от 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041.
Согласно ст. 27 Закона № 426-ФЗ в случае, если до дня вступления закона в силу в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.
Статья 17 Закона № 426-ФЗ определяет, что внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться, в частности, в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.
В Письме от 02.11.2016 № 15-1/ООГ-3847 Минтруд уточнил, что под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем не осуществлялся.
В Письме от 03.11.2016 № 15-1/ООГ-3913 специалисты Минтруда уточнили, что согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ внеплановую СОУТ можно не проводить при реорганизации работодателя или его структурных подразделений, сопровождающейся, в том числе, изменением штатного расписания, состава и наименований структурных подразделений, а также наименований рабочих мест и профессий (должностей) работников, занятых на данных рабочих местах, когда новые рабочие места не вводились, а условия труда на существующих рабочих местах не менялись.
В рассматриваемом случае организация переезжает в новый офис, значит, на рабочих местах в новом офисе начинается штатный производственный процесс, который ранее на этих рабочих местах не осуществлялся.
Следовательно, переезд организации в другой офис всегда связан с вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест и как следствие является основанием для проведения внеплановой СОУТ на указанных рабочих местах.
Данный вывод подтверждается в Письме Минтруда от 23.01.2017 № 15-1/ООГ-169. Специалисты Минтруда в рассматриваемом Письме сделали вывод, что если работодатель переместил рабочее место в новый офис, нужна внеплановая спецоценка.
Специалисты Минтруда полагают, что при перемещении рабочего места из одного помещения в другое работодатель фактически вводит в эксплуатацию новое рабочее место.
А по правилу, установленному ст. 17 Закона № 426-ФЗ, на новом рабочем месте внеплановая специальная оценка условий труда должна быть проведена в течение двенадцати месяцев со дня ввода в эксплуатацию этого рабочего места.
В рассматриваемом письме уточняется, что датой ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует считать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем в новом помещении не осуществлялся.
Необходимо помнить, что нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет привлечение к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Л.Б. Чернышева,
эксперт по вопросам бухгалтерского
учета и налогообложения
ООО «ИК Ю-Софт»