
Новости
26 апр. 2022
Минтруд обновил обзор практики назначения чиновникам наказаний за коррупционные нарушения
В документе привели типовую схему, по которой привлекают к ответственности в упрощенном порядке — без проведения проверки. Скорректировали перечни смягчающих и отягчающих обстоятельств, а также значительных, малозначительных и несущественных проступков.
Что уточнили в общих правилах назначения взысканий
По закону наказание выносят по результатам антикоррупционной проверки. Рекомендация комиссии по конфликту интересов нужна не всегда. Минтруд отметил, что обычно ее привлекают при сложных вопросах, которые надо коллегиально обсудить.
Закон разрешает назначать наказание без проверки только тогда, когда служащий согласился на такой упрощенный порядок, признал нарушение и дал письменные объяснения. В обзоре привели примерный алгоритм действий нанимателя для выполнения этой процедуры. Например, чтобы ее начать, служащему направляют запрос или проводят с ним беседу. По упрощенной схеме нельзя наказывать увольнением.
Взыскания можно применять только в период службы, в т.ч. после того, как сотрудник подал заявление об увольнении по собственному желанию. После расторжения контракта наказывать нельзя, даже если в дальнейшем он вновь устроится в тот же госорган.
Аналогично не взыскивают за коррупционные нарушения, которые сотрудник совершил до поступления на службу. По закону в этом случае с претендентом не заключают контракт. Если его все же назначили на должность, то увольнять надо из-за нарушения правил заключения контракта. Ведомство сослалось на решение КС РФ, о котором мы рассказывали ранее.
Какие новшества предусмотрели в правилах освобождения от ответственности
Уточнили, что проступки, которые служащий совершил по не зависящим от него обстоятельствам, все равно считают коррупционными нарушениями. К таким ситуациям ведомство дополнительно отнесло эпидемии, запреты и ограничения, вводимые государствами, и др. Уважительна ли причина нарушения, рекомендовали определять комиссионно.
В подобных обстоятельствах взыскание не применяют. Однако это не освобождает служащего от антикоррупционных обязанностей. Сотрудник должен их исполнить после того, как препятствия исчезнут. Обычно ему дают 1 месяц с даты, когда появилась возможность.
Сходными ситуациями назвали болезнь служащего и бракоразводный процесс, если они не позволяют подать сведения о доходах.
Что изменили в перечне смягчающих и отягчающих обстоятельств
К смягчающим дополнительно отнесли такие обстоятельства:
• взыскание за предыдущее коррупционное нарушение уже снято, или истек срок его применения;
• чиновник прекратил совершать проступок или устранил его последствия;
• сотрудник хорошо выполнил особо важное и сложное задание либо имеет государственные награды и поощрения. Эти заслуги учитывают, только если есть и другие смягчающие обстоятельства.
В расчет не берут обстоятельства, которые не влияют на возможность выполнить антикоррупционные правила. Пример: трудная жизненная ситуация у служащего.
К отягчающим добавили следующие обстоятельства:
• сотрудник совершил одно коррупционное нарушение, чтобы скрыть другое;
• его проступок привел к материальному ущербу или существенному нарушению прав других лиц;
• он продолжил противоправные действия, несмотря на требование должностного лица их прекратить.
Новый перечень не позволяет учитывать как отягчающее обстоятельство иные нарушения, которые не зафиксировали, например, в рамках предыдущих декларационных кампаний.
Как скорректировали список значительных проступков, при которых сотрудника увольняют
В перечне появились такие ситуации:
• служащий скрыл факт покупки цифровых финансовых активов или цифровой валюты либо занизил их стоимость и источник оплаты объяснить не смог;
• утаил недвижимость, полученную в пользование от организации, в отношении которой выполняет функции госуправления;
• не сообщил о дарении имущества, приобретенного в отчетном периоде. Причем он не указал информацию о покупке в разд. 2 справки (если должен был);
• не принял достаточных мер при конфликте интересов, который привел или мог привести к нарушению охраняемых законом прав других лиц.
Ведомство указало примеры конфликта интересов, которые уже рассматривало в отдельных обзорах по подобным проступкам.
Читайте полный обзор в КонсультантПлюс:
Минтруд обновил обзор практики назначения чиновникам наказаний за коррупционные нарушения
30 мая
Страховые взносы на травматизм: кабмин установил порядок определения кодов ОКВЭД
Постановление Правительства РФ от 27.05.2025 № 728
30 мая
Топ-3 "поворотных" дел кассации по трудовым спорам за март – апрель 2025 года
Обзор наиболее интересных дел кассации
30 мая
Уведомление о начале деятельности будут подавать меньше компаний и ИП с 1 сентября 2025 года
Постановление Правительства РФ от 27.05.2025 № 725
30 мая
Казначейство назвало распространенные ошибки в финансово-бюджетной сфере в II полугодии 2024 года
Обзор результатов проверок Казначейства России в финансово-бюджетной сфере
29 мая
Недостоверные сведения в заявке: проект о новых обязанностях госзаказчиков прошел Госдуму
Планируют, что поправки вступят в силу с 1 января 2026 года (ст. 2 проекта)