(495) 956-08-80
Войти

Новости

8 дек. 2015

Госпошлина за государственную регистрацию обременения в виде ипотеки организациям

Между сторонами был заключен договор ипотеки, залогодателем и залогодержателем по которому являются организации. Стороны совместно обратились в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации залога недвижимого имущества. В каком размере стороны в рассматриваемой ситуации должны уплатить государственную пошлину за государственную регистрацию обременения в виде ипотеки?

На основании п. 1 ст. 1 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее - Закон № 102-ФЗ) по договору о залоге недвижимого имущества (договору об ипотеке) одна сторона - залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны - залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя, за изъятиями, установленными федеральным законом.

В силу п. 1 ст. 19 Закона № 102-ФЗ ипотека подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В п. 1 ст. 20 Закона № 102-ФЗ регламентировано, что государственная регистрация ипотеки, возникающей в силу договора об ипотеке, осуществляется на основании совместного заявления залогодателя и залогодержателя. В соответствии со ст. 24 Закона № 102-ФЗ за государственную регистрацию договора об ипотеке и ипотеки как ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, включая внесение соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и выдачу документов о государственной регистрации, государственная пошлина уплачивается один раз за все указанные действия в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

На основании пп. 28 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: за государственную регистрацию, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных пп. 61 данного пункта, договора об ипотеке, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке как обременении прав на недвижимое имущество для организаций - 4000 руб.

В силу пп. 22 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных пп. 21, 22.1, 23 - 26, 28 - 31, 61 и 80.1 данного пункта для организаций - 15 000 руб.

Из совокупного анализа ранее приведенных норм следует, что в рассматриваемой ситуации организации должны в равных долях уплатить госпошлину за государственную регистрацию обременения недвижимого имущества в виде ипотеки в размере 15 тыс. руб., т.е. каждая из сторон обязана заплатить свою долю в размере 7,5 тыс. руб.

Позиции официальных органов по данному вопросу. В Письме Минфина России от 04.09.2014 № 03-05-05-03/44408 разъясняется, что договор об ипотеке, заключенный (подписанный) после 01.07.2014, не подлежит государственной регистрации с указанной даты, а будут осуществляться регистрационные действия в отношении каждого из передаваемых в ипотеку объектов недвижимого имущества. Следовательно, за государственную регистрацию залога каждого объекта недвижимого имущества (ипотеки) как ограничения (обременения) права должна уплачиваться государственная пошлина в размере, установленном пп. 22 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. Аналогичная позиция также изложена в Письмах Росреестра от 30.06.2014 № 14-исх/07413-ГЕ/14, Минфина России от 28.08.2014 № № 03-05-06-03/43066, 03-05-05-03/43063.

Таким образом, из анализа приведенных ранее норм в их взаимосвязи, а также разъяснений официальных органов следует, что в рассматриваемой ситуации организации обязаны уплатить госпошлину в размере 15 тыс. руб. на основании пп. 22 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации в равных долях.


«Бухгалтер и закон», 2015, № 4

01 ноября 2024
Налоговая реформа - 2025. Все материалы по теме
Для вашего удобства мы собрали все ключевые материалы по изменениям налогового законодательства в 2025 году в один обзор.
Сегодня
Банкротство: обзор ключевых позиций ВС РФ за IV квартал 2024 года
Судьба имущества, арестованного в рамках уголовного дела, реабилитационный паритет, уменьшение несоразмерной неустойки.
Сегодня
Обновленные форматы доверенности и заявления о ее отзыве: ФНС пояснила, как быть со старыми
Поданные в инспекции доверенности, подтверждающие полномочия представителя налогоплательщика (плательщика сбора, страховых взносов, налоговых агентов), в форматах версий 5.01 и 5.02 не перестают действовать из-за смены версии формата.
Сегодня
Статистическая форма 1-услуги: Росстат уточнил указания по заполнению
Ведомство скорректировало указания по заполнению статформы об объеме платных услуг населению.
Сегодня
Универсальный QR-код и цифровые рубли: важные поправки для бизнеса и потребителей внесены в Госдуму
Депутаты рассмотрят доработанный проект о внедрении универсального QR-кода для оплаты товаров, работ и услуг. Документ также содержит сроки ввода цифровых рублей в широкий оборот.