(495) 956-08-80
Войти

Новости

16 нояб. 2015

Наличие только выписки из ЕГРЮЛ не подтверждает проявление должной осмотрительности

При выборе контрагента следует учитывать совокупность критериев оценки налоговых рисков, которые могут быть связаны с его деятельностью. К этим критериям относятся, например, документальное подтверждение полномочий руководителя и представление информации о фактическом местонахождении компании.

Выписка из ЕГРЮЛ позволяет проверить государственную регистрацию контрагента в качестве юрлица. Судебная практика не дает однозначного ответа на вопрос: проявлена ли должная осмотрительность, если истребованы документы о регистрации контрагента? Итоговое решение зависит от конкретных обстоятельств дела. Некоторые суды считают, что фирма, получившая в том числе эти документы, не проявила должную осмотрительность. Другие суды придерживаются иной позиции.

Однако, Минфин рекомендует собирать дополнительную информацию о контрагенте, перечень которой предусмотрен в п.12 Приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ Это так называемые Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

В соответствии с пунктом 12 указанных критериев при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать определенные признаки, в частности, отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).

В пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 отмечено, что согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ данные государственной регистрации юридических лиц включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления. Презюмируется, что лицо, полагающееся на данные ЕГРЮЛ, не знало и не должно было знать о недостоверности таких данных.

В письме ФНС России от 16.03.2015 № ЕД-4-2/4124 обращено внимание, что наличие выписки из ЕГРЮЛ в отношении какого-либо контрагента подтверждает только факт его государственной регистрации в установленном порядке и не может автоматически являться достаточным или единственным подтверждением должной осмотрительности и осторожности налогоплательщика при выборе контрагента.

Таким образом, налогоплательщику при выборе контрагентов следует учитывать совокупность признаков, указанных в пункте 12 названных критериев.

 

Письмо Минфина России от 16.10.2015 № 03-02-07/1/59422

08 декабря
Учетная политика – 2026: какие изменения нужно вносить
По общему правилу, корректировать учетную политику следует в случаях изменения законодательства, способа бухучета и/или вида деятельности организации. В связи с Налоговой реформой-2026 возникают вопросы по части учетной политики.
01 декабря
Конкурс "Профессионал года - 2025" открыт!
В этом году в честь юбилея конкурса мы добавили новые номинации. Помимо участия в традиционных личных номинациях, совместно с коллегами Вы сможете побороться за звание «Лучшего отдела года»!
Сегодня
Что ждет в 2026 году специалиста по закупкам в рамках Закона N 223-ФЗ
Предстоящий год принесет изменения в законодательство о закупках отдельными видами юрлиц, которые повлияют на работу тендерного специалиста
Сегодня
Бухгалтерская отчетность: Минфин обновил ФСБУ 4/2023
Ведомство скорректировало одно из условий, когда актив считают оборотным. Так, он должен предназначаться для использования или продажи в течение обычного операционного цикла или периода не более 12 месяцев.
Сегодня
Бухотчетность бюджетных и автономных учреждений: Минфин упростил заполнение ряда форм
Скорректировали Инструкцию N 33н. Применять изменения надо начиная с отчетности за 2025 год (п. 2 приказа).