(495) 956-08-80
Войти

Новости

10 апр. 2018

Налог завис в проблемном банке: что дальше

Организация отправила в банк платежку на уплату налога. Деньги были списаны с расчетного счета, но до бюджета так и не дошли. Имеет ли организация право требовать от налоговиков признания налога уплаченным, зависит от ситуации.

Сообщаем в инспекцию об уплате налога

Итак, организация составила платежку на уплату налога и направила в банк. Деньги списаны с ее расчетного счета. Но на деле банк эти деньги не направил адресату. Они зависли на его корреспондентском счете. Банк приостановил операции, а спустя некоторое время у него вообще отозвали лицензию. Деньги в бюджет так и не поступили.

По общему правилу обязанность по уплате налога считается исполненной (а налог - уплаченным) с момента подачи в банк платежки на перечисление налога при условии, что на расчетном счете организации было достаточно денег на день платежа. Это может подтвердить банковская выписка: из нее должно быть видно, что с вашего расчетного счета деньги списаны на уплату налога.

Однако если суммы, списанные с вашего счета, зависли в банке, инспекция их не увидит в качестве поступивших. Поэтому надо представить в ИФНС заявление с объяснением сложившейся ситуации и просьбой признать налог уплаченным.

Форма заявления - произвольная. Пример мы привели ниже.

Руководителю ИФНС России N 34 по г. Москве,
123308, г. Москва, пр. Маршала Жукова, д. 1,
от ООО «Начало», 
ИНН 7734123456/КПП 773401001,
123592, г. Москва, ул. Кулакова, д. 20, стр. 5,
контактное лицо:
главный бухгалтер Лучшая Галина Ивановна,
телефон: 8-495-111-22-33

Заявление

ООО «Начало»  перечислило  со своего расчетного счета  в Росэнергобанке в бюджетную систему РФ следующие суммы:

  • платежным поручением  N 276 от 27.03.2017 - 26 000  руб.  для  уплаты части налога на прибыль за 2016 г., подлежащей зачислению в федеральный бюджет;
  • платежным поручением N 277 от 27.03.2017 - 234 000  руб.  для  уплаты части налога на прибыль  за 2016 г.,  подлежащей зачислению   в  бюджет г. Москвы;
  • платежным поручением  N 278 от 27.03.2017 - 10 000  руб.  для  уплаты части   третьего  авансового    платежа,  подлежащей    перечислению  в федеральный бюджет в I квартале 2017 г.;
  • платежным поручением  N 279 от 27.03.2017 - 90 000  руб.  для  уплаты части третьего авансового платежа,  подлежащей перечислению   в  бюджет г. Москвы в I квартале 2017 г.

Наличие достаточной для уплаты указанных налогов суммы денежных средств на расчетном счете ООО «Начало» подтверждается  выпиской  банка.  Сумма остатка составляет:

  • на начало рабочего дня 27.03.2017 - 2 500 000 руб.;
  • на конец рабочего дня 27.03.2017 - 1 700 000 руб.

В выписке банка от 27.03.2017 отражено списание  вышеуказанных  сумм  с расчетного счета ООО «Начало».

10.04.2017 у Росэнергобанка была отозвана лицензия.

Направленные нами деньги в счет уплаты налога на прибыль  и  авансового платежа  по  нему  не  были  перечислены  банком  на  счета  Управления Федерального казначейства.

В результате налоговые  платежи  от  27.03.2017  не  отражены  в  наших карточках расчетов с бюджетом в налоговой инспекции.

Наша организация перечисляла налоги со счета  Росэнергобанка  с  января 2015 г.  Перечисленные  суммы  налога  на  прибыль  и  аванса  по  нему подлежали уплате в бюджет на основании п. 1 ст. 287 НК  РФ  в  срок  не позднее 28.03.2017. Ранее все налоговые платежи, уплачиваемые с  нашего расчетного  счета  в  Росэнергобанке,   перечислялись   вовремя.   Наша организация  не  могла  предвидеть  проблемы  с  исполнением  платежных поручений на уплату налогов.

Сообщаем также, что  у  ООО  «Начало»  имеется  расчетный  счет  в  АКБ «Авангард». Однако по состоянию  на 27.03.2017 на нем было только 5 000 руб. Этой суммы было недостаточно для уплаты налога на прибыль.

Таким образом, вины ООО «Начало» в том, что Росэнергобанк  не  исполнил вышеуказанные платежные поручения на уплату налогов в бюджет, нет. 

С учетом вышеизложенных обстоятельств  на основании подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ просим:

1. Считать уплаченными 27.03.2017 налоговые платежи:

  • в сумме 260 000 руб. - в счет  уплаты  налога на прибыль  за  2016 г. (26 000  руб.  -   в  федеральный  бюджет,  234 000  руб. - в  бюджет г. Москвы);
  • в сумме 100 000 руб. - в счет  уплаты  третьего  авансового  платежа, подлежащего  перечислению  в  I  квартале  2017 г.  (10 000  руб. - в федеральный бюджет, 90 000 руб. - в бюджет г. Москвы).

2. Сторнировать пени за  несвоевременную  уплату  указанных  сумм  -  в случае если они были начислены.

Приложение:

  • копии  платежных  поручений  N 276, 277, 278 и 279  от  27.03.2017  сотметками банка об исполнении; 
  • копия выписки Росэнергобанка по расчетному счету от 27.03.2017;
  • копия выписки АКБ «Авангард» по расчетному счету от 27.03.2017.

Генеральный директор              Дальновидный                А.Б. Дальновидный

 

Дальнейшие действия зависят от обстоятельств

По итогам рассмотрения инспекцией вашего заявления возможны два варианта развития событий.

Вариант 1. Инспекция согласится с вашими доводами и отразит уплату налогов в ваших карточках расчетов с бюджетом.

Вариант 2. Инспекция уведомит вас, что отказывается признавать налоги уплаченными. В этом случае вы можете обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган (УФНС). Если это не поможет - обращайтесь в суд.

Результат спора зависит от того, усмотрят ли налоговики и/или суд в ваших действиях признаки недобросовестности при уплате налогов через проблемный банк. Ведь добросовестный налогоплательщик не должен нести ответственность за действия кредитных учреждений, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

Если вы передали на обработку в банк налоговые платежки в тот период, когда было известно, что банк вообще не проводит платежи (к примеру, у вас уже зависло несколько сумм), вероятность выигрыша в суде невелика. Однако налоги могут признать уплаченными, если вы не знали о том, что в тот период в банке были ограничения на проведение расчетов.

В случае когда банк в период составления платежек проводил платежи (пусть и не все), шансы повышаются.

Также для целей признания зависших налогов уплаченными инспекции обращают внимание и на то, был ли «проблемный» счет единственным расчетным счетом налогоплательщика, а если нет - то были ли деньги на счетах в других банках. Если на других счетах денег было недостаточно, суд может признать налоги уплаченными.

Но если же налоговики докажут, что на момент платежа ваша организация знала о неплатежеспособности банка, имела достаточно денег на счетах в других стабильных банках, то ваш долг перед бюджетом не уменьшится.

Также судьи могут решить, что организация не хотела реально перечислить в бюджет налоги, если платежки были предъявлены в банк до окончания отчетного периода по налогу. Но если досрочно перечисленные суммы соответствовали реальным налоговым обязательствам, то суд может поддержать налогоплательщика.

Знайте, что при негативном развитии событий вам придется:

- заново платить налоги, зависшие в проблемном банке;

- быть готовыми к уплате пеней, которые рассчитает инспекция.

Вывод

Как видим, уплата налогов необязательно подразумевает их фактическое перечисление банком в бюджет. Однако не поступившие в бюджетную систему деньги суд признает уплаченными налогами, только если в действиях налогоплательщика не было недобросовестности.

Такой же подход применяется и при разрешении спора, считать ли уплаченными страховые взносы, зависшие в проблемном банке.

* * *

Бывает и иначе. Организация составляет платежки на уплату налогов или страховых взносов. Передает их в банк. Однако впоследствии оказывается, что по ним нельзя перевести деньги на счет казначейства: в реквизитах получателя допущена ошибка. Соответственно, платежки возвращаются организации как неисполненные. В такой ситуации налог или взнос уплаченным точно не считается.

Л.А. Елина
Ведущий эксперт
Журнал «Главная  книга», №11, 2017 г.

Статья: Налог завис в проблемном банке: что дальше

30 мая
Казначейство назвало распространенные ошибки в финансово-бюджетной сфере в II полугодии 2024 года
Обзор результатов проверок Казначейства России в финансово-бюджетной сфере
29 мая
Недостоверные сведения в заявке: проект о новых обязанностях госзаказчиков прошел Госдуму
Планируют, что поправки вступят в силу с 1 января 2026 года (ст. 2 проекта)