
Новости
Проблемы электронного взаимодействия
За рубежом введение электронного документооборота не так эффективно.
По мнению экспертов, в РФ также необходимо совершенствование нормативной правовой базы, системы стандартизации электронных документов и системы управления процессами развития ЭДО.
ЭДО и ЭЦП не стали массовой практикой в силу недоверия к данным технологиям со стороны населения. Если одна компания не применяет электронный документооборот, то и вторая компания не может применить электронные документы.
Существует также кадровая проблема - выпускаемые государством специалисты пока не готовы в полной мере к работе с электронными документами. На практике приходится привлекать ИТ-специалистов и обучать их основам управления документами. Также молодые специалисты не стремятся работать по специальности, а работники со стажем крайне редко справляются с электронными системами.
Не все суды принимают электронные скан-копии, скриншоты с экрана компьютера. А следовательно, защитить себя в суде с помощью электронных документов сложнее, чем с помощью документов на бумажных носителях. С одной стороны, налоговый орган, развивает электронный документооборот, с другой - присылает требования о представлении документов, которые только косвенно относятся к налогообложению. К таким документам относятся копии паспортов директоров, визитные карточки контрагентов, приглашения на выставки, запросы предложений. Все эти документы, по мнению налогового органа, подтверждают или опровергают необоснованную налоговую выгоду, которую получил налогоплательщик. Понятно, что, общаясь в пространстве Интернет с контрагентами, налогоплательщик просто не сможет представить пачку документов на бумажных носителях, а следовательно, не сможет подтвердить факт несения расходов.
Любая ЭЦП, используемая по соглашению сторон или в соответствии с требованиями закона, может быть равнозначна собственноручной подписи лица, если:
- прошла проверку на подлинность при помощи открытого ключа, имеющего сертификат УЦ, или в порядке, предусмотренном соглашением сторон;
- подписавшее лицо правомерно владеет секретным ключом;
- сертификат ЭЦП является действующим на момент подписания.
Этот набор требований позволяет любым лицам свободно использовать ЭЦП в качестве собственноручной подписи. Но на практике налоговый орган и здесь предъявляет претензии к налогоплательщику, указывая, что документы подписаны неустановленным лицом, а хозяйственная операция не могла быть совершена. Хотя электронный документооборот как раз и предполагает подписание документов в электронном виде. В соответствии с указанными условиями допускается представление в качестве судебных доказательств электронных данных (сообщений), подписанных ЭЦП.
Таким образом, в судах в качестве доказательств при разбирательствах принимают документы с электронной подписью. Но проблема и состоит в том, что часто налогоплательщику приходится доказывать, что применение электронного документооборота, выбор поставщиков в Интернете не имели целью уход от налогов. Электронный документооборот фактически не защищает от претензий, в том числе необоснованных, налогового органа. Главным результатом применения электронных документов должно стать реальное повышение качества жизни населения, создание условий для быстроты операций. ЭДО должны снизить стоимость предоставляемых услуг, повысить их оперативность, в целом повысить эффективность управления производством, способствовать прозрачности взаимодействия и противодействию коррупции.
Полный текст документа в КонсультантПлюс:
Для пользователей офлайн версии:
Статья: Современная налоговая декларация. Проблемы электронных документов в налогообложении (Шестакова Е., Жиркова А.) («Финансовая газета», 2018, № 9) {КонсультантПлюс}
Для пользователей онлайн версии:
Статья: Современная налоговая декларация. Проблемы электронных документов в налогообложении (Шестакова Е., Жиркова А.) («Финансовая газета», 2018, № 9) {КонсультантПлюс}