logo
Ю-Софт. Всегда с Вами

РАБОТАЕМ С 1993 ГОДА

Горячая линия

(495) 956-08-80

Актуальные услуги

Все новости

Ваша тема

Ю-Софт зарегистрирован на Портале Поставщиков
Успешный поставщик 2017

Расходы на ГСМ при отсутствии маршрута – какие риски по налогу на прибыль?

15 окт. 2015 | Распечатать
При проверке организации специалисты налоговых органов признали необоснованными расходы на ГСМ ввиду отсутствия конкретного маршрута следования автомобиля в путевом листе. Могут ли такие путевые листы подтверждать расходы на приобретение ГСМ в целях исчисления налога на прибыль?

Учитывая противоречивую позицию Минфина России и судов по вопросу указания конкретного маршрута следования автомобиля в путевом листе для признания расходов по ГСМ при исчислении налога на прибыль, организации необходимо быть готовой к спорам с проверяющими.

Полагаем, что в случае обращения организации в суд невозможно гарантировать вынесение решения в пользу организации по причине неоднозначной судебной практики по данному вопросу.

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, − убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

В силу п. 1 ст. 252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

В Письме Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161 указано, что Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее − Обязательные реквизиты и порядок).

По мнению Минфина России, путевой лист, содержащий обязательные реквизиты, предусмотренные Обязательными реквизитами и порядком, может являться одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов.

Согласно п. 3 разд. II Обязательных реквизитов и порядка, путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование и номер путевого листа, сведения о сроке действия путевого листа, сведения о собственнике (владельце) транспортного средства, сведения о транспортном средстве, сведения о водителе.

Анализ п. 3 разд. II Обязательных реквизитов и порядка позволяет сделать вывод, что конкретный маршрут пути следования автомобиля не является обязательным реквизитом путевого листа.

Вместе с тем в Письме Минфина России от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129 утверждается, что отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля работниками организации в служебных целях. Подобные реквизиты являются обязательными и отражают содержание хозяйственной операции.

Путевой лист, не содержащий в составе своих реквизитов информацию о месте следования автомобиля, не подтверждает осуществленные налогоплательщиком расходы на приобретение горюче-смазочных материалов.

Судебная практика по данному вопросу достаточно противоречива.

В Постановлениях ФАС Поволжского округа от 17.12.2013 № А55-31301/2012, Арбитражного суда Московского округа от 08.04.2015 № Ф05-3450/2015 сделан вывод о том, что отсутствие в путевом листе информации о маршруте следования не позволяет судить об обоснованности расходов на ГСМ.

ВАС РФ в Определении от 30.08.2013 № ВАС-11880/13 указал, что организация обязана в своих путевых листах указывать информацию о конкретном месте следования автомобиля, что не позволяет обосновать понесенные затраты на ГСМ.

Вместе с тем в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 24.04.2015 № Ф06-23360/2015 утверждается, что отсутствие в путевом листе информации о маршруте следования не свидетельствует о том, что автомобиль использовался не в служебных целях, и, как следствие, организация правомерно учла в расходах стоимость ГСМ.

Таким образом, учитывая противоречивую позицию Минфина России и судов по вопросу указания конкретного маршрута следования автомобиля в путевом листе для признания расходов на ГСМ, организации необходимо быть готовой к спорам с проверяющими.

Полагаем, что в случае обращения организации в суд невозможно гарантировать вынесение решения в пользу организации по причине неоднозначного подхода судов по данному вопросу.

Л.Б.Чернышева,
эксперт  по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения
консультационно-правового отдела Группы компаний «Ю-Софт»

Остались вопросы? Обращайтесь к нашим Экспертам.

Подписаться
на рассылку новостей

© Единый центр правовой поддержки «Ю-Софт» Помощь по сайту
Центр контроля качества