
Новости
Льгота по налогу на имущество при оказании услуг
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций» (далее - Закон № 64) бюджетные учреждения г. Москвы и внутригородских муниципальных образований в г. Москве освобождаются от уплаты налога на имущество организаций.
Однако данная налоговая льгота не распространяется на имущество, сдаваемое бюджетными учреждениями в аренду (ч. 3 ст. 4 Закона № 64).
Таким образом, московское бюджетное учреждение освобождено от уплаты налога на имущество организаций, за исключением имущества, сдаваемого им в аренду.
Вместе с тем следует отметить, что в соответствии со ст. 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.
Согласно п. 3 ст. 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
В Письме от 13.10.2011 № 03-03-06/4/118 Минфин России пояснил, что документальным подтверждением сдачи имущества в аренду являются документы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе заключенный договор аренды (субаренды), документы, подтверждающие оплату арендных платежей, акт приемки-передачи арендованного имущества.
В Постановлении ФАС Поволжского округа от 16.10.2012 по делу № А65-8347/2012 судом установлено, что договоры предоставления, в частности, рекламных мест являются договорами об оказании услуг по использованию имущества, а не договорами аренды и к возникшим правоотношениям сторон должны быть применены нормы права, касающиеся возмездного оказания услуг.
Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 Налогового кодекса РФ).
По мнению автора, если по факту оказания услуг по предоставлению на условиях почасовой оплаты дорожки бассейна составляется только акт выполненных услуг, при этом акт приемки-передачи дорожки не составляется, то происходит не передача имущества в аренду, а оказывается услуга по посещению бассейна. Договор, условия которого не предусматривают передачу имущества во временное владение и (или) пользование, не может квалифицироваться как договор аренды.
Соответственно, московское бюджетное учреждение вправе пользоваться льготой по налогу на имущество организаций в соответствии с Законом № 64. При этом для снижения риска претензий со стороны налоговых органов рекомендуется в данном случае заключить соответствующий договор возмездного оказания услуг.