(495) 956-08-80
Войти

Новости

21 дек. 2016

Последствия не приведения наименования АО в соответствие с ГК РФ

Регистрирующий орган вправе отказать ОАО во внесении данных о филиале в ЕГРЮЛ, если такие сведения вносятся в учредительные документы юридического лица, наименование которого не приведено заявителем в соответствие с нормами гл. 4 Гражданского кодекса РФ

Подпункт «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон 129-ФЗ) указывает в числе оснований для отказа в государственной регистрации непредставление заявителем определенных Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных Федеральным законом и иными федеральными законами случаев представления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.

Федеральным законом № 99-ФЗ в ГК РФ внесены изменения, в частности п. 1 ст. 66.3 ГК РФ сформулирован следующим образом: «Публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным».

При разрешении данного вопроса следует учитывать п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 № 135 «О некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым общее собрание участников общества, устав которого не приведен в соответствие с новым законодательством, вправе после 01.07.2009 принимать решения о реорганизации или ликвидации общества, а также о внесении в устав изменений, не связанных с приведением его в соответствие с новым законодательством (об изменении уставного капитала общества, об изменении места нахождения общества и т.д.). Вместе с тем такие изменения устава, в силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», не могут быть зарегистрированы ранее изменений, связанных с приведением устава в соответствие с новым законодательством.

Представляется, что указанная позиция применима к рассматриваемой ситуации.

Аналогичная позиция также отражена в Письме ФНС России от 30.12.2015 № ГД-4-14/23321@ «О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 4 (2015)».

Так, в п. 1.4 указанного Письма приведена следующая ситуация: открытое акционерное общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации изменений в учредительные документы 29.10.2014, то есть после вступления в силу Федерального закона № 99-ФЗ. При первом изменении учредительных документов наименование юридического лица не приведено заявителем в соответствие с нормами гл. 4 ГК РФ (в названной редакции), в которых положения об открытых акционерных обществах отсутствуют, суд пришел к выводу, что представленные в регистрирующий орган документы не могли рассматриваться как надлежащим образом оформленные и содержащие достоверные сведения. Суд заключил, что решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации изменений в учредительные документы открытого акционерного общества было принято в соответствии с положениями пп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона № 129-ФЗ.

На основании изложенного следует, что регистрирующий орган вправе отказать ОАО во внесении данных о филиале в ЕГРЮЛ, если такие сведения вносятся в учредительные документы юридического лица, мотивируя это тем, что наименование юридического лица не приведено заявителем в соответствие с нормами гл. 4 ГК РФ (в ред. Федерального закона № 99-ФЗ).

Если данные о филиале не вносятся в учредительные документы юридического лица, регистрирующий орган не вправе отказать ОАО во внесении данных о филиале в ЕГРЮЛ по указанным мотивам.

Вопрос: ...Могут ли отказать во внесении данных о филиале ОАО в ЕГРЮЛ по причине несоответствия наименования юридического лица нормам законодательства? (Консультация эксперта, 2016)
 

 

 

 

01 декабря
Конкурс "Профессионал года - 2025" открыт!
В этом году в честь юбилея конкурса мы добавили новые номинации. Помимо участия в традиционных личных номинациях, совместно с коллегами Вы сможете побороться за звание «Лучшего отдела года»!
04 декабря
Сверка расчетов по ЕНС (ЕНП) для завершения 2025 года: Минфин дал рекомендации учреждениям
Ведомство рассказало, как и когда проводить годовую сверку расчетов по платежам в бюджет. Указало сроки подачи уведомлений по НДФЛ, взносам и имущественным налогам, а также крайние даты платежей по ним.
04 декабря
СФР: как выйти на работу по внутреннему совместительству и не потерять пособие по уходу за ребенком
Ведомство отметило, что сейчас по закону нельзя у одного страхователя одновременно быть в отпуске по уходу за ребенком и работать на неполную ставку или на дому.
04 декабря
Утверждена национальная модель целевых условий ведения бизнеса
Правительство запланировало много мер, чтобы до 2030 года включительно упростить разные аспекты деятельности. Речь идет о регистрации бизнеса, разрешении споров, налогах, трудовых отношениях, недвижимости, интеллектуальной собственности, закупках, банкротстве и пр.
03 декабря
Новый метод контроля и минимум для резервного фонда: поправки к БК РФ опубликованы
С 28 ноября 2025 года действует новый метод внутреннего финансового контроля – контрольный мониторинг.