
Новости
Последствия не приведения наименования АО в соответствие с ГК РФ
Подпункт «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон 129-ФЗ) указывает в числе оснований для отказа в государственной регистрации непредставление заявителем определенных Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных Федеральным законом и иными федеральными законами случаев представления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
Федеральным законом № 99-ФЗ в ГК РФ внесены изменения, в частности п. 1 ст. 66.3 ГК РФ сформулирован следующим образом: «Публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным».
При разрешении данного вопроса следует учитывать п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 № 135 «О некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым общее собрание участников общества, устав которого не приведен в соответствие с новым законодательством, вправе после 01.07.2009 принимать решения о реорганизации или ликвидации общества, а также о внесении в устав изменений, не связанных с приведением его в соответствие с новым законодательством (об изменении уставного капитала общества, об изменении места нахождения общества и т.д.). Вместе с тем такие изменения устава, в силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», не могут быть зарегистрированы ранее изменений, связанных с приведением устава в соответствие с новым законодательством.
Представляется, что указанная позиция применима к рассматриваемой ситуации.
Аналогичная позиция также отражена в Письме ФНС России от 30.12.2015 № ГД-4-14/23321@ «О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 4 (2015)».
Так, в п. 1.4 указанного Письма приведена следующая ситуация: открытое акционерное общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации изменений в учредительные документы 29.10.2014, то есть после вступления в силу Федерального закона № 99-ФЗ. При первом изменении учредительных документов наименование юридического лица не приведено заявителем в соответствие с нормами гл. 4 ГК РФ (в названной редакции), в которых положения об открытых акционерных обществах отсутствуют, суд пришел к выводу, что представленные в регистрирующий орган документы не могли рассматриваться как надлежащим образом оформленные и содержащие достоверные сведения. Суд заключил, что решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации изменений в учредительные документы открытого акционерного общества было принято в соответствии с положениями пп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона № 129-ФЗ.
На основании изложенного следует, что регистрирующий орган вправе отказать ОАО во внесении данных о филиале в ЕГРЮЛ, если такие сведения вносятся в учредительные документы юридического лица, мотивируя это тем, что наименование юридического лица не приведено заявителем в соответствие с нормами гл. 4 ГК РФ (в ред. Федерального закона № 99-ФЗ).
Если данные о филиале не вносятся в учредительные документы юридического лица, регистрирующий орган не вправе отказать ОАО во внесении данных о филиале в ЕГРЮЛ по указанным мотивам.