(495) 956-08-80
Войти

Новости

18 нояб. 2016

Представление документов при налоговых проверках

На период приостановления проверки информирование налогового органа о подготовке копий документов и их нахождении на территории налогоплательщика не является исполнением требования о представлении документов

Согласно пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

В соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя. А также направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

На основании п. 3 ст. 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования. Если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного срока, то оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов. Также необходимо указать причины, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и сроки, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

Законодательством РФ не предусмотрен запрет представления документов, затребованных в ходе выездной налоговой проверки, на территории налогоплательщика.

П. 12 ст. 89 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут за собой ответственность.

Запрет на истребование документов в период приостановления выездной налоговой проверки не относится к тем требованиям о представлении документов, которые были направлены в адрес налогоплательщика до приостановления выездной налоговой проверки.

Налогоплательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены до момента приостановления проверки.

Суды высказывают мнение, что, поскольку налоговый орган на период приостановления выездной проверки не вправе находиться на территории налогоплательщика, то информирование налогового органа о подготовке копий документов и их нахождении на территории налогоплательщика не является надлежащим исполнением требования о представлении документов.

Общество было обязано исполнить требование налогового органа, запрошенные документы представить, несмотря на то что срок представления оканчивался в период приостановления выездной проверки. Вместо передачи запрошенных документов общество подготовило и направило в налоговый орган письмо, из которого следует, что документы будут представлены для ознакомления по месту нахождения общества, что свидетельствует о том, что обществом документы были полностью подготовлены, но не переданы налоговому органу. На основании вышеизложенного суд пришел к выводу о том, что общество правомерно привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ по факту непредставления запрошенных документов.

Консультация эксперта, 2016 {КонсультантПлюс}

30 мая
Казначейство назвало распространенные ошибки в финансово-бюджетной сфере в II полугодии 2024 года
Обзор результатов проверок Казначейства России в финансово-бюджетной сфере
29 мая
Недостоверные сведения в заявке: проект о новых обязанностях госзаказчиков прошел Госдуму
Планируют, что поправки вступят в силу с 1 января 2026 года (ст. 2 проекта)