(495) 956-08-80
Войти

Новости

15 сент. 2016

Когда заказчик может обратиться в банк за обеспечением?

В рамках Закона № 44-ФЗ заключен контракт на выполнение работ по текущему ремонту. В качестве обеспечения контракта установлена банковская гарантия. Подрядчик к выполнению работ не приступал. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Когда заказчик может обратиться в банк за обеспечением?

Закон № 44-ФЗ не предусматривает срока для обращения заказчиком в банк за предоставлением обеспечения по контракту. Вместе с тем пункт 2 ст. 374 ГК РФ устанавливает, что требование бенефициара об уплате денежной суммы по гарантии должно быть представлено гаранту до окончания срока действия гарантии. В связи с этим заказчик может обратиться в банк за обеспечением по контракту до окончания срока действия банковской гарантии.

Пункт 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ устанавливает требования к банковской гарантии, в частности, банковская гарантия должна быть безотзывной и содержать срок действия с учетом требований ст. 96 указанного Закона. Пункт 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ устанавливает, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. При этом срок предъявления требования заказчика к банку Законом № 44-ФЗ не предусмотрен.

Вместе с тем банковская гарантия является способом обеспечения исполнения обязательства (ст. 329 ГК РФ). Понятие независимой (в том числе банковской) гарантии установлено ст. 368 ГК РФ. Статья 374 ГК РФ предусматривает, что требование бенефициара об уплате денежной суммы по независимой гарантии должно быть представлено в письменной форме гаранту до окончания срока действия независимой гарантии.

Таким образом, обратиться в банк заказчику необходимо в пределах срока банковской гарантии.

Так, например, Отдел образования администрации обратился в Арбитражный суд с иском к банку о взыскании задолженности, составляющей сумму обеспечения по банковской гарантии, и неустойки. Суд частично удовлетворил требования истца. Ответчик, обжалуя решение суда, ссылался, в частности, на то, что требование выставлено гаранту за сроками действия предоставленной гарантии. Третье лицо (подрядчик) указывало на то, что на момент обращения истца в банк с требованием о выплате банковской гарантии гарантийный случай не наступил. Кассационная инстанция, соглашаясь с постановлениями нижестоящих судов, указала, что в предмет доказывания по спору между гарантом и бенефициаром входит исключительно установление тех обстоятельств, которые подтверждают или опровергают тот факт, что бенефициаром при обращении к гаранту были соблюдены условия самой гарантии, толкование условий банковской гарантии должно осуществляться в пользу бенефициара в целях сохранения, обеспечения обязательства (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.06.2016 № Ф03-2086/2016 по делу № А24-2973/2015).

Е.Н. Князева,
юрист-консультант консультационно-
правового отдела «ИК Ю-Софт»

Сегодня
Казначейство назвало распространенные ошибки в финансово-бюджетной сфере в II полугодии 2024 года
Обзор результатов проверок Казначейства России в финансово-бюджетной сфере
29 мая
Минфин обновил порядок заполнения платежного поручения с апреля 2026 года
Обновленный порядок оформления платежек заработает с 1 апреля 2026 года