(495) 956-08-80
Войти

Новости

11 дек. 2024

Договор потребительского кредита: интересные примеры из практики за 2023 - 2024 годы

Может ли банк повысить ставку, если новая страховка частично не соответствует условиям? Нужно ли уведомлять о досрочном погашении кредита? Какие признаки подтверждают, что допуслуги навязаны?

Банк не всегда вправе поднять ставку, если новая страховка не отвечает условиям

Заемщик решил сменить страховую и направил в банк уведомление с приложением нового полиса. В нем не было обязанностей страховщика уведомить банк о наступлении страхового случая, намерении отказаться от страховки или внести в нее изменения. Банк в одностороннем порядке повысил ставку по кредиту.

8-й КСОЮ поддержал заемщика, поскольку основные условия были соблюдены. Банк назван выгодоприобретателем по страховке, срок страхования соответствует его требованиям. Отсутствие в полисе названных условий не причиняет кредитору вреда и не нарушает его имущественных прав.

6-й КСОЮ в похожем деле также встал на сторону заемщика. Он не принял довод о том, что новым полисом не предусмотрен такой риск, как критическое заболевание. Суд отметил: до повышения ставки банк не уведомил заемщика о несоответствии полиса требованиям, не предложил представить страховку, которая покрывает указанный риск.

 

Заемщик не обязан предупреждать о досрочном погашении долга

Заемщик без уведомления внес платеж в счет полного и досрочного погашения кредита. Банк продолжил списание ежемесячных платежей, в результате чего образовалась задолженность, которую он попытался взыскать через суд.

8-й КСОЮ отказал в иске. Он не принял аргумент о том, что кредитора нужно было предупредить о досрочном погашении. Заемщик указал на полное досрочное погашение кредита в назначении платежа.

2-й КСОЮ разрешил похожее дело аналогичным образом.

 

Сумма кредита заранее рассчитана с учетом цены допуслуг и другие признаки навязывания

6-й КСОЮ решил, что допуслуга навязана заемщику, отметив такие обстоятельства:

  • сумму кредита банк заранее указал с учетом цены допуслуг и их оплаты за счет заемных средств;
  • в анкете-заявлении было одно поле для согласия на несколько услуг или отказа от них;
  • в анкете не было информации об услугах помимо их наименования и стоимости. Нет доказательств, что такая информация была доведена до потребителя иным способом.

Суд отверг доводы:

  • о возможности оплаты допуслуги за счет собственных средств ответчика;
  • наличии полей для собственноручных отметок заемщика.

1-й КСОЮ также посчитал допуслуги навязанными. Потребителя не проинформировали о них при предоставлении кредита. Однако оплата услуг произведена за счет кредитных средств.

 

Читайте в КонсультантПлюс:
30 июня
Система оформления воздушных перевозок: авиакомпаниям грозят новые штрафы с 1 сентября 2025 года
Перевозчика накажут, если он не разместит в спецсистеме информацию об условиях договора воздушной перевозки при оформлении электронных билетов или багажных квитанций.
30 июня
Налог на вклады физических лиц: ФНС разместила в личных кабинетах сведения для расчета
Налоговики сообщили, что граждане могут рассчитать НДФЛ с процентов по вкладам за прошлый год уже сейчас.
30 июня
Новый общероссийский классификатор профессий и должностей заработает с 1 января 2026 года
Взамен классификатора ОК 016-94, который действует почти 30 лет, приняли новый – ОК 016-2025.
30 июня
Новый Конструктор политики обработки персональных данных от КонсультантПлюс
В системе КонсультантПлюс появился Конструктор политики обработки персональных данных. Создать Политику с учетом потребностей конкретной организации можно в "Конструкторе договоров".