(495) 956-08-80
Войти

Новости

11 дек. 2024

Договор потребительского кредита: интересные примеры из практики за 2023 - 2024 годы

Может ли банк повысить ставку, если новая страховка частично не соответствует условиям? Нужно ли уведомлять о досрочном погашении кредита? Какие признаки подтверждают, что допуслуги навязаны?

Банк не всегда вправе поднять ставку, если новая страховка не отвечает условиям

Заемщик решил сменить страховую и направил в банк уведомление с приложением нового полиса. В нем не было обязанностей страховщика уведомить банк о наступлении страхового случая, намерении отказаться от страховки или внести в нее изменения. Банк в одностороннем порядке повысил ставку по кредиту.

8-й КСОЮ поддержал заемщика, поскольку основные условия были соблюдены. Банк назван выгодоприобретателем по страховке, срок страхования соответствует его требованиям. Отсутствие в полисе названных условий не причиняет кредитору вреда и не нарушает его имущественных прав.

6-й КСОЮ в похожем деле также встал на сторону заемщика. Он не принял довод о том, что новым полисом не предусмотрен такой риск, как критическое заболевание. Суд отметил: до повышения ставки банк не уведомил заемщика о несоответствии полиса требованиям, не предложил представить страховку, которая покрывает указанный риск.

 

Заемщик не обязан предупреждать о досрочном погашении долга

Заемщик без уведомления внес платеж в счет полного и досрочного погашения кредита. Банк продолжил списание ежемесячных платежей, в результате чего образовалась задолженность, которую он попытался взыскать через суд.

8-й КСОЮ отказал в иске. Он не принял аргумент о том, что кредитора нужно было предупредить о досрочном погашении. Заемщик указал на полное досрочное погашение кредита в назначении платежа.

2-й КСОЮ разрешил похожее дело аналогичным образом.

 

Сумма кредита заранее рассчитана с учетом цены допуслуг и другие признаки навязывания

6-й КСОЮ решил, что допуслуга навязана заемщику, отметив такие обстоятельства:

  • сумму кредита банк заранее указал с учетом цены допуслуг и их оплаты за счет заемных средств;
  • в анкете-заявлении было одно поле для согласия на несколько услуг или отказа от них;
  • в анкете не было информации об услугах помимо их наименования и стоимости. Нет доказательств, что такая информация была доведена до потребителя иным способом.

Суд отверг доводы:

  • о возможности оплаты допуслуги за счет собственных средств ответчика;
  • наличии полей для собственноручных отметок заемщика.

1-й КСОЮ также посчитал допуслуги навязанными. Потребителя не проинформировали о них при предоставлении кредита. Однако оплата услуг произведена за счет кредитных средств.

 

Читайте в КонсультантПлюс:
01 декабря
Конкурс "Профессионал года - 2025" открыт!
В этом году в честь юбилея конкурса мы добавили новые номинации. Помимо участия в традиционных личных номинациях, совместно с коллегами Вы сможете побороться за звание «Лучшего отдела года»!
Сегодня
Минфин рассказал об онлайн-записи в ИФНС и дал рекомендации по работе в ЛК юрлица и годовой сверке
Ведомство обратило внимание на ряд возможностей электронных сервисов и ЛК организации, которые могут облегчить работу налогоплательщиков.
Сегодня
Топ-3 "поворотных" дел кассации по трудовым спорам за сентябрь – октябрь 2025 года
Интересные дела, в которых кассация не согласилась с нижестоящими судами, об отпуске после восстановления на работе, увольнении совместителя, возмещении морального вреда.
Сегодня
Инвентаризация расчетов и обязательств учреждения в 2025 году: важные моменты и новые документы
Когда провести и как организовать годовую инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности? Какие документы уже использовать в работе, а какие можно применять по мере готовности? Как провести сверку расчетов по налоговым обязательствам?
Сегодня
Минфин объяснил, что понимается под периодом действия предельных цен для целей нормирования закупок
Период действия предельных цен – это время, которое прошло со дня установления в Постановлении N 927 предельной цены на товар или услугу.