(495) 956-08-80
Войти

Новости

3 марта 2016

Учетная политика предприятия: изменения и важные вопросы в 2016 г.

Один из вопросов, который нужно предусмотреть и «состыковать» в 2016 г. в бухгалтерском и налоговом учетах, − способ списания материально-производственных запасов при их отпуске в производство или эксплуатацию.

Каждая организация, которая ведет бухгалтерский учет, должна сформировать и утвердить учетную политику (п. 3 ПБУ 1/2008). Обязанность вести бухгалтерский учет распространяется, в том числе, и на организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (ст. ст. 2, 6 Федерального Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), хотя субъекты малого предпринимательства могут применять упрощенные способы ведения учета (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Помимо способов организации и ведения бухгалтерского учета, в учетной политике должны быть зафиксированы отдельные положения, связанные с расчетом НДС, налогообложением прибыли или применением специального налогового режима (упрощенной системы налогообложения).

Учетная политика есть, безусловно, у всех предприятий, поскольку ее необходимо сформировать и утвердить в течение 90 дней со дня государственной регистрации. Но каждый год в работе появляются новые хозяйственные ситуации, требующие принятия новых учетных решений. Кроме того, следует учитывать изменения Налогового кодекса и новые позиции контролирующих и судебных органов по ряду спорных вопросов. Поэтому, начиная работу в 2016 г., нужно еще раз проанализировать вопросы организации учета, а также методологии учета отдельных хозяйственных ситуаций в тех случаях, когда нормативные акты допускают применение различных вариантов. При этом для сокращения различий между бухгалтерским и налоговым учетом целесообразно при разработке методологического раздела учетной политики сопоставлять требования нормативных актов в области бухгалтерского учета и налогообложения и выбирать оптимальные подходы.

Так, один из вопросов методологии, который нужно предусмотреть и «состыковать» в 2016 г. в бухгалтерском и налоговом учетах, − способ списания материально-производственных запасов при их отпуске в производство или эксплуатацию.

И в бухгалтерском, и в налоговом учете можно выбрать один из трех методов списания материально-производственных запасов (МПЗ): ФИФО, по средней стоимости или по стоимости единицы запасов (ст. 254 НК РФ, п. 58 «Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности», п. 16 ПБУ 5/01). Эти методы можно комбинировать, используя разные способы для разных групп запасов. При этом пункт 78 «Методических указаний по учету материально-производственных запасов» (утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н) допускает два варианта применения методов «по средней себестоимости» или ФИФО при списании материалов: взвешенная оценка запасов, которая производится в конце каждого месяца, или скользящая оценка (по мере отпуска материалов). Поскольку для налогообложения никаких регламентирующих норм нет, в бухгалтерской и налоговой учетной политике можно утвердить единый подход.

В соответствии с «Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды» (Приказ Минфина России от 26.12.02 № 136) стоимость спецодежды, срок эксплуатации которой согласно нормам выдачи превышает 12 месяцев, должна погашаться линейным способом исходя из сроков полезного использования (п. 26 Указаний).

А стоимость спецоснастки погашается одним из следующих способов (п. 24 Указаний):
– пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг);
– линейным способом.

Применение одного из способов погашения стоимости по группе однородных объектов производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу. Выбранный способ нужно закрепить бухгалтерской учетной политикой.

Для целей налогообложения организация может с 2015 г. утвердить учетной политикой такой же порядок списания стоимости малоценного имущества со сроком использования свыше года, как это принято в бухгалтерском учете. Данный порядок применим в налоговом учете ко всем материальным запасам, вводимым в эксплуатацию начиная с 2015 г., независимо от даты их приобретения.

Возможность использовать для налогообложения линейный способ списания малоценных предметов имеет с 2016 г. и еще одно важное применение. Поскольку с текущего года активы стоимостью менее 100 тыс. руб. относятся в налоговом учете к материально-производственным запасам, а в бухгалтерском учете при стоимости свыше 40 тыс. руб. их необходимо амортизировать, для сближения учетов можно утвердить налоговой учетной политикой порядок списания МПЗ стоимостью от 40 до 100 тыс. руб. в течение срока их использования. При этом срок использования установить равным периоду амортизации данных основных средств в бухгалтерском учете.

Еще один вопрос, требующий взаимоувязки бухгалтерской и налоговой учетной политики, – формирование резервов.

В соответствии с ПБУ 8/2010 в бухгалтерском учете необходимо формировать оценочные обязательства, если возникшие вследствие прошлых событий хозяйственной жизни обязанности с большой вероятностью приведут к уменьшению экономических выгод. Данное ПБУ обязаны применять все организации, кроме малых (при условии, что они не являются эмитентами публично размещаемых ценных бумаг). В связи с этим при создании резервов или отказе от их формирования следует учесть критерии для признания предприятия малым.

С 2016 г. предельная годовая выручка для малых предприятий увеличена до 800 млн руб., кроме того, до 49% выросла возможная доля участия в этом предприятии иностранных юридических лиц, а также российских юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства (Федеральный закон от 29.06.2015 № 156-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 № 702, Федеральный закон от 29.12.2015 № 408-ФЗ). Поэтому если предприятие с 2016 г. удовлетворяет критериям «малого», оно вправе отказаться от формирования оценочных обязательств, утвердив такие изменения учетной политикой.

Состав оценочных обязательств и создаваемых для их учета резервов нормативными актами не регламентирован, поэтому организация должна самостоятельно определить их перечень. Как минимум, в бухгалтерском учете необходимо создавать резерв на оплату отпусков и резерв по сомнительным долгам.

Перечень резервов, формируемых в налоговом учете, «закрыт»: это резерв на оплату отпусков и выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет или по итогам года (ст. 324.1 НК РФ); резерв по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ), резерв по гарантийному ремонту и обслуживанию (ст. 324 НК РФ) и резерв на ремонт основных средств (ст. 324 НК РФ).

Расчет данных резервов осуществляется в соответствии с указанными статьями Налогового кодекса.

Поскольку в бухгалтерском учете оценка размера резерва не регламентирована (говорится лишь, что его сумма должна быть достаточной для расчетов с кредиторами), то в бухгалтерской учетной политике целесообразно утвердить порядок формирования резервов, который в наибольшей степени приблизит их к соответствующим налоговым резервам. Так, для исключения разниц между бухгалтерскими и налоговыми резервами по сомнительным долгам можно утвердить в бухгалтерской учетной политике критерии признания задолженности сомнительной, исходя из объема задолженности и периода просрочки оплаты, а порядок оценки размера резерва установить в размере полной дебиторской задолженности или определенной части долга в зависимости от периода просрочки.

В организационной части учетной политики следует предусмотреть положения, связанные с новыми требованиями нормативных актов в отношении реквизитов первичных документов (наличие или отсутствие печати) и порядком хранения электронных документов.

В качестве приложения к учетной политике организация утверждает рабочий план счетов. При его разработке целесообразно предусмотреть детализацию аналитического учета основных средств для целей расчета налога на имущество.
С 01.01.2015 из объектов обложения исключаются основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационные группы в соответствии с Классификацией основных средств. В отношении движимого имущества, принятого на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 г., предоставляется льгота (освобождение от налогообложения), за исключением объектов, полученных в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также передачи имущества между взаимозависимыми лицами. Кроме того, необходимо учитывать, что ряд объектов недвижимости облагаются налогом на имущество организаций в особом порядке – исходя из кадастровой стоимости. А все прочие объекты, облагаемые налогом на имущество, нужно включать в расчет налоговой базы исходя из их остаточной стоимости.

Для удобства расчета налога на имущество и заполнения декларации с учетом отдельных налоговых баз, льгот и исключений объектов из налогообложения целесообразно выделить на счетах 01 «Основные средства» и 02 «Амортизация основных средств» субсчета:
1) необлагаемые основные средства, в том числе объекты 1-й и 2-й амортизационных групп;
2) льготные активы, в том числе принятое к учету после 01.01.2013 движимое имущество (за исключением полученного в результате реорганизации или от взаимозависимых лиц);
3) основные средства, облагаемые налогом на имущество по кадастровой стоимости;
4) основные средства, облагаемые налогом на имущество по среднегодовой стоимости.

В.В. Сокуренко,
кандидат экономических наук, доцент,
аттестованный преподаватель Института
профессиональных бухгалтеров России

Материалы предоставлены в рамках партнерской поддержки
клиентов Группы компаний «Ю-Софт»

30 мая
Казначейство назвало распространенные ошибки в финансово-бюджетной сфере в II полугодии 2024 года
Обзор результатов проверок Казначейства России в финансово-бюджетной сфере
29 мая
Минфин обновил порядок заполнения платежного поручения с апреля 2026 года
Обновленный порядок оформления платежек заработает с 1 апреля 2026 года