(495) 956-08-80
Войти

Новости

3 марта 2016

Учетная политика предприятия: изменения и важные вопросы в 2016 г.

Один из вопросов, который нужно предусмотреть и «состыковать» в 2016 г. в бухгалтерском и налоговом учетах, − способ списания материально-производственных запасов при их отпуске в производство или эксплуатацию.

Каждая организация, которая ведет бухгалтерский учет, должна сформировать и утвердить учетную политику (п. 3 ПБУ 1/2008). Обязанность вести бухгалтерский учет распространяется, в том числе, и на организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (ст. ст. 2, 6 Федерального Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), хотя субъекты малого предпринимательства могут применять упрощенные способы ведения учета (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Помимо способов организации и ведения бухгалтерского учета, в учетной политике должны быть зафиксированы отдельные положения, связанные с расчетом НДС, налогообложением прибыли или применением специального налогового режима (упрощенной системы налогообложения).

Учетная политика есть, безусловно, у всех предприятий, поскольку ее необходимо сформировать и утвердить в течение 90 дней со дня государственной регистрации. Но каждый год в работе появляются новые хозяйственные ситуации, требующие принятия новых учетных решений. Кроме того, следует учитывать изменения Налогового кодекса и новые позиции контролирующих и судебных органов по ряду спорных вопросов. Поэтому, начиная работу в 2016 г., нужно еще раз проанализировать вопросы организации учета, а также методологии учета отдельных хозяйственных ситуаций в тех случаях, когда нормативные акты допускают применение различных вариантов. При этом для сокращения различий между бухгалтерским и налоговым учетом целесообразно при разработке методологического раздела учетной политики сопоставлять требования нормативных актов в области бухгалтерского учета и налогообложения и выбирать оптимальные подходы.

Так, один из вопросов методологии, который нужно предусмотреть и «состыковать» в 2016 г. в бухгалтерском и налоговом учетах, − способ списания материально-производственных запасов при их отпуске в производство или эксплуатацию.

И в бухгалтерском, и в налоговом учете можно выбрать один из трех методов списания материально-производственных запасов (МПЗ): ФИФО, по средней стоимости или по стоимости единицы запасов (ст. 254 НК РФ, п. 58 «Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности», п. 16 ПБУ 5/01). Эти методы можно комбинировать, используя разные способы для разных групп запасов. При этом пункт 78 «Методических указаний по учету материально-производственных запасов» (утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н) допускает два варианта применения методов «по средней себестоимости» или ФИФО при списании материалов: взвешенная оценка запасов, которая производится в конце каждого месяца, или скользящая оценка (по мере отпуска материалов). Поскольку для налогообложения никаких регламентирующих норм нет, в бухгалтерской и налоговой учетной политике можно утвердить единый подход.

В соответствии с «Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды» (Приказ Минфина России от 26.12.02 № 136) стоимость спецодежды, срок эксплуатации которой согласно нормам выдачи превышает 12 месяцев, должна погашаться линейным способом исходя из сроков полезного использования (п. 26 Указаний).

А стоимость спецоснастки погашается одним из следующих способов (п. 24 Указаний):
– пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг);
– линейным способом.

Применение одного из способов погашения стоимости по группе однородных объектов производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу. Выбранный способ нужно закрепить бухгалтерской учетной политикой.

Для целей налогообложения организация может с 2015 г. утвердить учетной политикой такой же порядок списания стоимости малоценного имущества со сроком использования свыше года, как это принято в бухгалтерском учете. Данный порядок применим в налоговом учете ко всем материальным запасам, вводимым в эксплуатацию начиная с 2015 г., независимо от даты их приобретения.

Возможность использовать для налогообложения линейный способ списания малоценных предметов имеет с 2016 г. и еще одно важное применение. Поскольку с текущего года активы стоимостью менее 100 тыс. руб. относятся в налоговом учете к материально-производственным запасам, а в бухгалтерском учете при стоимости свыше 40 тыс. руб. их необходимо амортизировать, для сближения учетов можно утвердить налоговой учетной политикой порядок списания МПЗ стоимостью от 40 до 100 тыс. руб. в течение срока их использования. При этом срок использования установить равным периоду амортизации данных основных средств в бухгалтерском учете.

Еще один вопрос, требующий взаимоувязки бухгалтерской и налоговой учетной политики, – формирование резервов.

В соответствии с ПБУ 8/2010 в бухгалтерском учете необходимо формировать оценочные обязательства, если возникшие вследствие прошлых событий хозяйственной жизни обязанности с большой вероятностью приведут к уменьшению экономических выгод. Данное ПБУ обязаны применять все организации, кроме малых (при условии, что они не являются эмитентами публично размещаемых ценных бумаг). В связи с этим при создании резервов или отказе от их формирования следует учесть критерии для признания предприятия малым.

С 2016 г. предельная годовая выручка для малых предприятий увеличена до 800 млн руб., кроме того, до 49% выросла возможная доля участия в этом предприятии иностранных юридических лиц, а также российских юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства (Федеральный закон от 29.06.2015 № 156-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 № 702, Федеральный закон от 29.12.2015 № 408-ФЗ). Поэтому если предприятие с 2016 г. удовлетворяет критериям «малого», оно вправе отказаться от формирования оценочных обязательств, утвердив такие изменения учетной политикой.

Состав оценочных обязательств и создаваемых для их учета резервов нормативными актами не регламентирован, поэтому организация должна самостоятельно определить их перечень. Как минимум, в бухгалтерском учете необходимо создавать резерв на оплату отпусков и резерв по сомнительным долгам.

Перечень резервов, формируемых в налоговом учете, «закрыт»: это резерв на оплату отпусков и выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет или по итогам года (ст. 324.1 НК РФ); резерв по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ), резерв по гарантийному ремонту и обслуживанию (ст. 324 НК РФ) и резерв на ремонт основных средств (ст. 324 НК РФ).

Расчет данных резервов осуществляется в соответствии с указанными статьями Налогового кодекса.

Поскольку в бухгалтерском учете оценка размера резерва не регламентирована (говорится лишь, что его сумма должна быть достаточной для расчетов с кредиторами), то в бухгалтерской учетной политике целесообразно утвердить порядок формирования резервов, который в наибольшей степени приблизит их к соответствующим налоговым резервам. Так, для исключения разниц между бухгалтерскими и налоговыми резервами по сомнительным долгам можно утвердить в бухгалтерской учетной политике критерии признания задолженности сомнительной, исходя из объема задолженности и периода просрочки оплаты, а порядок оценки размера резерва установить в размере полной дебиторской задолженности или определенной части долга в зависимости от периода просрочки.

В организационной части учетной политики следует предусмотреть положения, связанные с новыми требованиями нормативных актов в отношении реквизитов первичных документов (наличие или отсутствие печати) и порядком хранения электронных документов.

В качестве приложения к учетной политике организация утверждает рабочий план счетов. При его разработке целесообразно предусмотреть детализацию аналитического учета основных средств для целей расчета налога на имущество.
С 01.01.2015 из объектов обложения исключаются основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационные группы в соответствии с Классификацией основных средств. В отношении движимого имущества, принятого на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 г., предоставляется льгота (освобождение от налогообложения), за исключением объектов, полученных в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также передачи имущества между взаимозависимыми лицами. Кроме того, необходимо учитывать, что ряд объектов недвижимости облагаются налогом на имущество организаций в особом порядке – исходя из кадастровой стоимости. А все прочие объекты, облагаемые налогом на имущество, нужно включать в расчет налоговой базы исходя из их остаточной стоимости.

Для удобства расчета налога на имущество и заполнения декларации с учетом отдельных налоговых баз, льгот и исключений объектов из налогообложения целесообразно выделить на счетах 01 «Основные средства» и 02 «Амортизация основных средств» субсчета:
1) необлагаемые основные средства, в том числе объекты 1-й и 2-й амортизационных групп;
2) льготные активы, в том числе принятое к учету после 01.01.2013 движимое имущество (за исключением полученного в результате реорганизации или от взаимозависимых лиц);
3) основные средства, облагаемые налогом на имущество по кадастровой стоимости;
4) основные средства, облагаемые налогом на имущество по среднегодовой стоимости.

В.В. Сокуренко,
кандидат экономических наук, доцент,
аттестованный преподаватель Института
профессиональных бухгалтеров России

Материалы предоставлены в рамках партнерской поддержки
клиентов Группы компаний «Ю-Софт»

Сегодня
Обжалование штрафов за нарушение ПДД: интересные примеры из практики за 2023 - 2025 годы
В каких случаях можно оспорить постановление за нарушение, зафиксированное камерой? Учтет ли суд результаты освидетельствования, пройденного водителем самостоятельно? Когда наказание за отказ от освидетельствования признают незаконным?
Сегодня
Правительство ввело дополнительные ставки платы за НВОС на 2025 год
Кабмин утвердил новый перечень загрязняющих веществ, за выброс которых взимают плату, а также ставки такой платы.
14 июля
Дайджест для руководителя организации от 14 июля 2025
Можно ли принять решение о прекращении полномочий руководителя, когда он на больничном? Нужно ли обосновывать, почему расторгается трудовой договор? Обязательно ли оформлять решение отдельно от приказа об увольнении? Ответы на эти и другие вопросы рассмотрим в обзоре.
14 июля
Безопасность труда в жару: Роспотребнадзор дал рекомендации работодателям
Следует следить за температурой воздуха в помещении, где работают сотрудники.
14 июля
Комиссия по служебному поведению и конфликту интересов
С 9 июля 2025 года обновлено положение.