Новости
Индексация заработной платы работников
В соответствии с требованиями ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Конституционный Суд РФ в своем Определении от 17.06.2010 № 913-О-О указывает, что индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников.
В соответствии с требованиями ст. ст. 2, 130 и 144 ТК РФ индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. Нормативные положения, предоставляющие работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, право самостоятельно (в том числе с участием представителей работников) устанавливать порядок индексации заработной платы, обеспечивают им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя, и не могут рассматриваться как неопределенные и нарушающие их конституционные права.
Порядок индексации заработной платы может быть установлен локальным нормативным актом, коллективным договором, соглашением (ч. 2 ст. 5 и ч. 1 ст. 9 ТК РФ).
При необходимости внесения изменений в порядок индексации заработной платы работников такие изменения должны производиться в соответствии с требованиями ТК РФ к такой процедуре.
Так, в отношении коллективного договора (при его наличии у работодателя) нормами ТК РФ не установлено каких-либо жестких требований к внесению изменений и дополнений в коллективный договор. В соответствии с требованиями ст. 44 ТК РФ изменения и дополнения коллективного договора производятся в порядке, установленном для процедуры принятия коллективного договора, либо в порядке, предусмотренном в самом коллективном договоре. Если коллективный договор не содержит особого порядка внесения в него изменений, они вносятся путем коллективных переговоров, как и при заключении коллективного договора. Следует учитывать, что при изменении условий коллективного договора, как и сам коллективный договор, необходимо пройти соответствующую уведомительную регистрацию в государственных органах по труду (ст. 50 ТК РФ).
По вопросу внесения необходимых изменений о порядке индексации заработной платы в локальный акт трудовое законодательство не содержит соответствующих норм. Принятие локального нормативного акта ТК РФ отнесено к компетенции работодателя (ст. 8 ТК РФ). Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (ч. 4 ст. 135 ТК РФ). Следовательно, такой же порядок сохраняется и при внесении в них изменений. Общий порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации предусмотрен ст. 372 ТК РФ. Согласно приведенной норме работодатель в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников. Порядок внесения соответствующих изменений в локальные акты работодателя может быть подробно регламентирован соответствующим локальным актом организации по делопроизводству и документообороту.
В соответствии с требованиями ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. Аналогичная норма содержится в ч. 3 ст. 50 ТК РФ в отношении коллективного договора.
Так как коллективный договор является правовым актом, заключаемым между работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ), внесение изменений в него невозможно без переговоров с представителем работников, в большинстве случаев с выборным органом первичной профсоюзной организации, представляющим интересы всех или большинства работников.
При внесении изменений в локальные нормативные акты нормами ТК РФ предусмотрено согласование таких изменений с выборным органом первичной профсоюзной организации, представляющим интересы всех или большинства работников (ст. 44, ч. 4 ст. 135, ст. 372 ТК РФ).
Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Пермском крае, 2016