(495) 956-08-80
Войти

Новости

16 февр. 2016

Расчет госпошлины исходя из наименьшей стоимости имущества

Нотариусы не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика предоставления документа, подтверждающего данный вид стоимости

При исчислении размера государственной пошлины для нотариального удостоверения в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - № 391-ФЗ) сделок по продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу, сделок, связанных с распоряжением недвижимым имуществом на условиях доверительного управления или опеки, а также сделок по продаже недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, следует руководствоваться положениями абзаца второго подпункта 5 пункта 1 статьи 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно указанным положениям, нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, определяют вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины на основании документа, представленного плательщиком, в котором указана стоимость имущества, определяемая с учетом следующих особенностей:

  • стоимость недвижимого имущества, за исключением земельных участков, может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству РФ об оценочной деятельности, или организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения;
  • стоимость земельных участков может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству РФ об оценочной деятельности, или федеральным органом, осуществляющим кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и его территориальными подразделениями.

При этом нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки). В случае представления нескольких документов с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера государственной пошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества.

При удостоверении указанных сделок нотариус вправе взимать наряду с нотариальным тарифом в размере государственной пошлины плату за услуги правового и технического характера. Вместе с тем, учитывая определенную Федеральным законом № 391-ФЗ роль нотариуса в защите интересов социально незащищенных категорий граждан, социальную значимость указанных сделок и целесообразность повышения привлекательности их нотариального удостоверения, ФНП обращает внимание на необходимость при взимании платы за услуги правового и технического характера исходить в каждом конкретном случае из индивидуальных возможностей участников удостоверяемой сделки.


Письмо ФНП от 26.01.2016 № 168/03-16-3 «О порядке совершения нотариальных действий по удостоверению сделок, связанных с распоряжением недвижимым имуществом»

Сегодня
План ФХД: с 17 октября действует обновленная форма и требования
Приказ Минфина России от 30.06.2026 N 84н.
Сегодня
Распределение имущественного налогового вычета между супругами при покупке недвижимости в 2026 году
Супруги при покупке квартиры, земли и иной недвижимости могут получить имущественный вычет по НДФЛ. На практике часто возникают вопросы: кто из супругов может заявить налоговый вычет, как его распределяют, может ли муж получить вычет за квартиру жены, и другие.
Сегодня
Увеличение штрафов и новые наказания: обзор поправок к НК РФ
Правительство предлагает ужесточить налоговую ответственность за ряд нарушений. Это выразится в повышении штрафов. Также хотят ввести новые наказания. Планируется, что большинство изменений заработают 1 января 2027 года, но не ранее чем через месяц после опубликования.
Сегодня
ФНС обновила форму декларации по ЕСХН
Приказ ФНС России от 03.09.2026 N ЕД-1-3/654.
08 октября
План закупки по Закону N 223-ФЗ: изменен перечень заказчиков для проверки в части СМСП
Дополнили перечень заказчиков, чьи проекты планов закупки и изменений к таким планам проходят оценку соответствия закону в части СМСП.