(495) 956-08-80
Войти

Новости

26 янв. 2016

Право на объект по акту госоргана

Если право на объект возникло по акту госоргана, пошлину за регистрацию платит собственник

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и статью 45 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» внесено изменение, согласно которому пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» изложен в новой редакции. Согласно статье 3 Федерального закона № 251-ФЗ данное изменение вступит в силу с 1 декабря 2015 года.

В силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона № 122-ФЗ в случае, если право, ограничение (обременение) права на недвижимое имущество возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, государственная регистрация таких права, ограничения (обременения) права либо сделки проводится на основании заявления соответствующих органа государственной власти или органа местного самоуправления. Лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе.

На основании пунктов 1 и 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик сбора (государственной пошлины) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате сбора (государственной пошлины).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 января 2004 г. № 41-О, представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действия от имени и за счет собственных средств налогоплательщика (плательщика сбора) - представляемого лица.

Следовательно, по правовому смыслу отношений по представительству платежные документы на уплату налога (сбора) должны исходить от налогоплательщика (плательщика сбора) и быть подписаны им самим, и уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика (плательщика сбора), находящихся в его свободном распоряжении, то есть за счет его собственных средств.

Таким образом, полагаем, что в указанном случае уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления, издавший акт об ограничении (обременении) права на недвижимое имущество, можно признать законным представителем лица, в отношении которого совершаются юридически значимые действия.

Исходя из изложенного полагаем, что обязанность по уплате государственной пошлины возлагается на лицо, в отношении которого совершаются юридически значимые действия.

 

Письмо Минфина России от 02.12.2015 № 03-05-04-03/70406

02 октября
Видеосеминары КонсультантПлюс для юриста: выпуски за III квартал 2026 года
Рассмотрены темы: государственный контроль, персональные данные и корпоративное право, ИИ-помощник.Глубокий поиск.
02 октября
Отчетность учреждений за 9 месяцев 2026 года: вспоминаем важные нюансы
В специальном обзоре от экспертов КонсультантПлюс рассмотрены ключевые моменты.
02 октября
Больничные и декретные: Минтруд сообщил о повышении максимальных выплат в 2027 году
Информация Минтруда России от 01.10.2026. Проект Федерального закона N 620-9
02 октября
Видеосеминары КонсультантПлюс для бухгалтера: выпуски за III квартал 2026 года
Рассмотрены темы: бухгалтерский баланс, учетная политика, проверки ГИТ и СФР, налоговые риски договоров.