(495) 956-08-80
Войти

Новости

22 июля 2015

Незавершенное производство: налог на прибыль

НК РФ не допускает случаев, когда имеется одновременно и принятие всего объема работ (для целей определения дохода), и незавершенное производство (для целей определения расхода), незавершенное производство имеет место только в случае неполного принятия объема работ.

ОАО (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налоговой инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления суммы по налогу на прибыль организаций за 2010 - 2011 годы.

Как установлено судами, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за 2010 - 2011 годы, по результатам которой составлен акт и принято решение от 19.12.2013 N 52-17-18/1919р о привлечении к ответственности.

По мнению ИФНС, в нарушение ст. 318 и п. 1 ст. 319 НК РФ общество необоснованно включило в состав расходов затраты, приходящиеся на незавершенное производство, занизив налоговую базу по налогу на прибыль организаций на сумму прямых расходов, приходящихся на долю незавершенного производства, что привело к неполной уплате налога на прибыль.

Суды правомерно исходили из того, что, если имеется незавершенное производство, имеется и неполная в текущем отчетном (налоговом) периоде реализация, в связи с чем, оплата, превышающая стоимость реализованных товаров (работ, услуг), является для целей налогообложения прибыли авансом (предоплатой), и не может быть квалифицирована в качестве дохода от реализации товаров (работ, услуг).

И наоборот, если имеется выполнение и принятие всего объема работ, отсутствует как таковое незавершенное производство, прямые расходы в полном объеме учитываются в затратах в текущем отчетном (налоговом) периоде.

НК РФ не допускает случаев, когда имеется одновременно и принятие всего объема работ (для целей определения дохода), и незавершенное производство (для целей определения расхода), незавершенное производство имеет место только в случае неполного принятия объема работ.

Как указал суд, признавая позицию ИФНС неправомерной, при определении подлежащих уплате сумм налогов должны быть определены не только доходы, но и расходы налогоплательщика. Наряду с определением стоимости переданных и не принятых работ, ИФНС должна определить долю дохода, относящегося только к переданным, т.е. к реализованным работам. Оставшаяся доля дохода не может быть признана доходом. Если следовать позиции ИФНС о том, что принятой работой для целей применения ст. ст. 318 и 319 НК РФ считается только та, которая приходится на объем переданного товара, то аналогичным образом в соответствии со ст. 271 НК РФ должен признаваться и доход для целей налогообложения, то есть только в той части, в которой он приходится на переданный (принятый) товар.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.03.2015

N Ф05-1913/2015 по делу N А40-97084/2014

14 ноября
Как заполнять расчет суммы утилизационного сбора с 1 декабря 2025 года, подсказала ФНС
Налоговики напомнили, что с 1 декабря 2025 года вступят в силу обновленные правила расчета утилизационного сбора.
14 ноября
Механизм прослеживаемости товаров с 1 сентября 2026 года заработает на постоянной основе
Речь идет о прослеживаемых товарах, которые ввезли на таможенную территорию ЕАЭС.
14 ноября
Топ-3 "поворотных" дел арбитражных судов округов для юриста: октябрь 2025 года
Интересные споры, в которых кассация не согласилась с нижестоящими судами, о повороте исполнения судебного акта, неосновательном обогащении, переходе из предварительного заседания в основное.
13 ноября
СОУТ и обучение по охране труда: Минтруд станет информировать работников через Госуслуги
С 21 ноября 2025 года персонал сможет получать сведения о проведении спецоценки условий труда и прохождении обучения по охране труда новым способом.
13 ноября
Увольнение иностранцев: проект об уточнении одного из оснований принят в третьем чтении
С 1 марта 2026 года в ТК РФ планируют закрепить возможность увольнять иностранцев и лиц без гражданства, если нужно привести их численность в соответствие с региональными ограничениями.