(495) 956-08-80
Войти

Новости

14 янв. 2016

Если Заказчик не подписал КС-2, когда отражать доход в целях исчисления НДС?

Организация-подрядчик в III квартале 2015 г. (июль) выполнила строительные работы согласно договору с заказчиком. Был составлен акт выполненных работ по форме № КС-2, который с подписью подрядчика передан заказчику. Заказчик затягивает подписание акта, при этом не выдвигая никаких претензий, обещая подписать акт в IV квартале 2015 г. и оплатить выполненные работы. Обязан ли подрядчик отражать доход в III квартЕсли Заказчик не подписал КС-2, когда отражать доход вале 2015 г. в целях исчисления НДС, если акт не подписан заказчиком?

В ситуации, когда организация-подрядчик в III квартале 2015 г. (июль) выполнила строительные работы согласно договору с заказчиком и был составлен акт выполненных работ по форме № КС-2 (утв. Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 № 100), который с подписью подрядчика передан заказчику, а заказчик затягивает подписание акта, при этом не выдвигая никаких претензий, обещая подписать акт в IV квартале 2015 г. и оплатить выполненные работы, учитывая позицию Минфина России, если акт на выполненные работы не подписан заказчиком, подрядчик не обязан отражать доход в целях исчисления НДС в III квартале 2015 г. Однако при этом есть позиция некоторых судов, согласно которой подрядчик должен отразить доход и исчислить налог на дату составления акта приема-передачи.
Согласно п. 1 ст. 167 Налогового кодекса РФ моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при выполнении работ признается наиболее ранняя из дат: день выполнения работ либо день их оплаты (частичной оплаты).
В данном случае относительно НДС моментом определения налоговой базы в силу п. 1 ст. 167 НК РФ является день отгрузки (день сдачи работ), так как дата отгрузки (сдачи работ и составления акта) наступила ранее даты оплаты.
В соответствии с п. 1 ст. 740 Гражданского кодекса РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
А заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке (п. 1 ст. 753 ГК РФ).
При этом сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом, и акт подписывается другой стороной.
Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными (п. 4 ст. 753 ГК РФ).
Другими словами, если заказчик уклоняется от приемки выполненных работ (как в рассматриваемой ситуации), то это не препятствует сдаче их результата подрядчиком путем составления акта выполненных работ в одностороннем порядке. Признать такой документ недействительным может только суд, а пока акт не признан судом недействительным, он подтверждает выполнение и передачу указанного в нем подрядчиком объема работ. При этом некоторые суды указывают, что подрядчик обязан на основании такого акта (подписанного в одностороннем порядке) стоимость работ отразить при исчислении налоговой базы по НДС на дату его составления и подписания подрядчиком (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2011 по делу № А56-5793/2011).
Однако позиция Минфина России на этот счет более благоприятна для налогоплательщиков. В своих разъяснениях контролирующий орган отмечает, что документом, подтверждающим сдачу результатов работ и, соответственно, факт их выполнения, является акт сдачи-приемки работ. В связи с этим в целях определения момента определения налоговой базы по НДС днем выполнения работ следует признавать дату подписания акта сдачи-приемки работ заказчиком (Письма Минфина России от 18.05.2015 № 03-07-РЗ/28436, от 02.02.2015 № 03-07-10/3962). В таком же ключе высказываются и некоторые суды (Постановление ФАС Центрального округа от 04.08.2014 по делу № А48-2601/2013).
Таким образом, учитывая позицию Минфина России, если акт на выполненные работы не подписан заказчиком, подрядчик не обязан отражать доход в целях исчисления НДС в III квартале 2015 г. Однако при этом есть позиция некоторых судов, согласно которой в такой ситуации подрядчик должен отразить доход и исчислить налог.

Е.В. Пшеничная,
эксперт по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения
консультационно-правового отдела Группы компаний «Ю-Софт»

Сегодня
ФНС обновила форму декларации по ЕСХН
Приказ ФНС России от 03.09.2026 N ЕД-1-3/654.
Сегодня
Увеличение штрафов и новые наказания: обзор поправок к НК РФ
Правительство предлагает ужесточить налоговую ответственность за ряд нарушений. Это выразится в повышении штрафов. Также хотят ввести новые наказания. Планируется, что большинство изменений заработают 1 января 2027 года, но не ранее чем через месяц после опубликования.
Сегодня
Распределение имущественного налогового вычета между супругами при покупке недвижимости в 2026 году
Супруги при покупке квартиры, земли и иной недвижимости могут получить имущественный вычет по НДФЛ. На практике часто возникают вопросы: кто из супругов может заявить налоговый вычет, как его распределяют, может ли муж получить вычет за квартиру жены, и другие.
Сегодня
План ФХД: с 17 октября действует обновленная форма и требования
Приказ Минфина России от 30.06.2026 N 84н.
08 октября
План закупки по Закону N 223-ФЗ: изменен перечень заказчиков для проверки в части СМСП
Дополнили перечень заказчиков, чьи проекты планов закупки и изменений к таким планам проходят оценку соответствия закону в части СМСП.