Банк экспертных заключений
Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.
В отношении организации была проведена повторная внеплановая проверка соблюдения норм земельного законодательства, в ходе которой был осмотрен земельный участок, и по результатам которой составлен акт проверки. Сочтя назначение проверки необоснованным, организация обратилась в вышестоящий орган Росреестра с требованием отменить акт проверки. Письмом Управления Росреестра по субъекту РФ было разъяснено об отсутствии оснований для отмены акта. Возможно ли обжаловать отказ в суд?
Ответ:
Действующее законодательство не предусматривает возможности отмены акта проверки. Организация может обжаловать действия контролирующего органа по назначению и проведению проверки.
Обоснование:
На основании п. 2 Положения о государственном земельном надзоре, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 1, а также п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457, государственный земельный надзор осуществляется в том числе Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
В рамках государственного земельного надзора проводятся плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства (п. 6 Положения № 1). Внеплановая проверка соблюдения норм земельного законодательства проводится в соответствии с нормами Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (п. 31 ст. 1 указанного закона, п. 11 Положения № 1).
По результатам проверки должностными лицами, проводящими проверку, составляется акт, в котором отражаются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых вручается проверяемому лицу. К акту могут прилагаться иные документы, подтверждающие выводы инспекторов (ст. 16 Закона № 294-ФЗ, п. п. 79, 84 Административного регламента, утверждённого Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 486).
На основании ч. 12 ст. 16 Закона № 294-ФЗ организация, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля в письменной форме возражения в отношении акта в целом или его отдельных положений. Указанные возражения подлежат рассмотрению органом государственного контроля и должны быть учтены при привлечении организации к ответственности.
Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов государственного земельного надзора, осуществляющих плановые и внеплановые проверки, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке (п. 13 Положения № 1). Согласно положениям гл. 24 АПК РФ в судебном порядке обжалуются ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Ненормативный правовой акт характеризуется тем, что он адресован конкретному лицу и содержит обязательные для этого лица правила поведения. Например, требование уплатить налог, пени, штраф; предписание о прекращении нарушений требования закона; решение о предоставление земельного участка и т.п. Ненормативный правовой акт может быть оспорен не только лицом, которому он адресован, но и лицом, чьи права нарушены принятием этого акта.
Описанное письмо Управления Росреестра по субъекту РФ не является ненормативным актом, поскольку не порождает для адресата каких-либо правовых последствий. Следовательно, действия должностного лица Управления Росреестра по субъекту РФ по отказу в отмене акта нельзя признать незаконными, поскольку Законом № 294-ФЗ и Административным регламентом не предусмотрен порядок отмены акта.
Кроме того, ст. 20 Закона № 294-ФЗ расположена в главе 2 «Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль» и регламентирует возможность использования результатов проверки в качестве доказательства нарушения проверяемым лицом обязательных требований и условий. Таким образом, вопрос о допустимости результатов проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля, рассматривается в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу привлечения организации и её должностных лиц к административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности. Такой вывод сделан в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2012 № 09АП-35550/2011 по делу № А40-115537/11-130-737.
В этом случае целесообразно обжаловать действия, совершённые должностными лицами Росреестра при проведении внеплановой выездной проверки (если у организации есть основания полагать такие действия незаконными), а также привлечение к ответственности, если таковое будет иметь место.
Автор: Юхаранова М.Г.
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс
Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс
Задать вопрос