Новости
Дочерняя организация АО
В соответствии с п. 1 ст. 105 Гражданского кодекса Российской Федерации хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. На основании абз. 2 п. 2 ст. 105 Гражданского кодекса Российской Федерации основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу, в том числе по договору с ним, обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний.
В силу п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно п. 1 ст. 322 Гражданского кодекса Российской Федерации солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникают, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства. В п. 2 ст. 322 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, равно как и требования нескольких кредиторов в таком обязательстве, являются солидарными, если законом, иными правовыми актами или условиями обязательства не предусмотрено иное.
В соответствии с п. 1 ст. 323 Гражданского кодекса Российской Федерации при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, причем как полностью, так и в части долга.
Таким образом, положения Гражданского кодекса Российской Федерации не содержат такой обязанности акционерного общества, как обязанность определять решение дочерней организации по заключению ею сделок и их условиям, даже если они влекут солидарную ответственность основного общества.
В обоснование данной позиции приведем примеры из судебной практики.
Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 07.07.2014 № Ф05-6589/2014 разъясняется, что действующим законодательством России не предусмотрена обязанность акционерного общества определять решение дочернего общества по заключению сделок и их условиям, влекущим солидарную ответственность основного общества. Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.03.2014
№ ВАС-1862/14 было отказано в передаче Постановления № Ф05-6589/2014 в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. Высший Арбитражный Суд РФ указал, что исходя из положений п. 3 ст. 96, п. 4 ст. 103, п. 2 ст. 105, ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации дочернее общество является самостоятельным юридическим лицом, обладающим правоспособностью, и действующим законодательством не предусмотрена обязанность материнской компании определять решения дочерней компании по заключению договоров и их условиям.
Из анализа ранее приведенных норм, а также судебной практики следует, что на акционерном обществе не лежит обязанность определять решение дочерней организации по заключению ею сделок и их условиям, даже если они влекут солидарную ответственность основного общества.