(495) 956-08-80
Войти

Новости

23 нояб. 2017

Реклама биологически активных добавок и лекарственных средств

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования рекламы биологически активных добавок и лекарственных средств, соотношение общих и специальных требований к их рекламе

Общие и специальные требования к рекламе лекарственных средств и биологически активных добавок содержатся в Законе о рекламе.

Прежде всего, необходимо отметить, что реклама обоих объектов рекламирования разрешается постольку, поскольку они отпускаются без рецепта.

Помимо требований, предъявляемых ко всем видам рекламы (добросовестность, достоверность, этичность рекламы, недопустимость скрытой рекламы и др.), обращают на себя внимание общие требования, которые в наибольшей степени обращены к рекламе обоих рассматриваемых объектов рекламирования. Это прежде всего недопустимость использования в рекламе образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением рекламы, предназначенной исключительно для таких работников, а также недопустимость рекламы товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации (п. 6 ч. 5 ст. 5, п. 5 ст. 7 Закона о рекламе).

Некоторые требования к рекламе, несмотря на различия в формулировках, имеют одинаковую направленность. Так, реклама лекарственных средств не должна создавать впечатление ненужности обращения к врачу, а реклама биологически активных добавок - побуждать к отказу от здорового питания. Реклама лекарственных средств не должна способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования (п. 6 ч. 1 ст. 24 Закона о рекламе), а реклама биологически активных добавок не должна использовать результаты исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок (п. 5 ч. 1 ст. 25 Закона о рекламе).

Отмеченное выше промежуточное положение биологически активных добавок проявляется также в совпадении целого ряда специальных требований, предъявляемых к рекламе лекарственных средств и биологически активных добавок. Так, реклама и тех и других не должна:

- содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;

- содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;

- создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования.

При этом законодатель подчеркивает, что реклама лекарственных средств не должна представлять объект рекламирования в качестве биологически активной добавки или иного не являющегося лекарственным средством товара (п. 9 ч. 1 ст. 24 Закона о рекламе). Симметричное требование содержится в ст. 25 Закона о рекламе применительно к рекламе биологически активных добавок, которая в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством (ч. 1.1).

Это важнейшее требование к рекламе биологически активных добавок было введено в Закон о рекламе в связи с многочисленными нарушениями законодательства о рекламе при распространении рекламной информации о биологически активных добавках - размещении в средствах массовой информации заведомо ложной информации о потребительских свойствах биологически активных добавок, рекомендациях по их применению в качестве лечебных препаратов, декларировании ложных лечебных эффектов биологически активных добавок при их добровольной сертификации и др. Все это давало возможность недобросовестным участникам рынка позиционировать биологически активные добавки в качестве продукции, обладающей лечебными свойствами. В совокупности нарушения, связанные с рекламой лекарственных средств и биологически активных добавок, составляли более половины всех нарушений законодательства о рекламе.

Реклама не только должна сопровождаться прямым предупреждением о том, что биологически активная добавка не является лекарственным средством, но и не должна создавать впечатление о том, что она является лекарственным средством и (или) обладает лечебными свойствами (п. 1 ч. 1 ст. 25 Закона о рекламе).

В рекламе лекарственных препаратов аналогичные параметры (касающиеся времени и площади) были установлены для обязательного предупреждения о наличии противопоказаний к их использованию и необходимости ознакомления с инструкцией по их применению. Данные требования не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических мероприятий (выставок, семинаров, конференций и др.), а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники (ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе).

Полный текст документа в КонсультантПлюс:
Для пользователей офлайн версии:
Статья: Лекарственные средства и биологически активные добавки: общее и особенное в правовом регулировании рекламы (Кузнецова Н.В.) («Предпринимательское право», 2017, № 3) {КонсультантПлюс}
Для пользователей онлайн версии:
Статья: Лекарственные средства и биологически активные добавки: общее и особенное в правовом регулировании рекламы (Кузнецова Н.В.) («Предпринимательское право», 2017, № 3) {КонсультантПлюс}

30 мая
Казначейство назвало распространенные ошибки в финансово-бюджетной сфере в II полугодии 2024 года
Обзор результатов проверок Казначейства России в финансово-бюджетной сфере
29 мая
Недостоверные сведения в заявке: проект о новых обязанностях госзаказчиков прошел Госдуму
Планируют, что поправки вступят в силу с 1 января 2026 года (ст. 2 проекта)